Данная нам в ощущении материальная реальность подтачивается сегодня сразу с нескольких фронтов. В ряде духовных и мистических школ бытует версия о том, что наш мир — иллюзия. Модные проповедники от квантовой физики указуют нам на пустотную природу атома. Писатели вообще и Виктор Пелевин в частности аргументированно доказывают, что наш мир создан больной фантазией ряда литературных персонажей. На корпоративных тренингах вы можете услышать о том, что ваши усердные ежедневные тренировки по воображению чемодана с деньгами под кроватью могут в скором времени принести действительные плоды. Сознание берёт верх над материей, позиции которой ещё недавно были так крепки.
Казалось бы ещё немного, ещё чуть чуть, и вот силою своей мысли мы отодвинем завесу, скрывающую от нас то, что в действительности всё не так, как на самом деле. Казалось бы ещё одно усилие мозга и поплывут в радужном водовороте буквы этого текста внутрь монитора, увлекая нас в дивный новый мир, в котором нет никаких границ, где возможно всё, где все любят друг-друга, где всё наконец-то по правде, без никаких иллюзий, где всякий ездит на Феррари по безразмерной, сияющей Пустоте, наполненной божественной милостью.
Но чудеса случаться не торопятся. Яблоки по-прежнему падают вниз, а мужики не рожают. По-прежнему продолжает существовать некая совокупность взаимных договорённостей, в которой монитор называется монитором, клавиатура клавиатурой. У всяких других предметов и сущностей здесь есть названия, указав на которые собеседнику, разделяющему с вами языковое пространство, можно получить подтверждение его понимания. В результате вы можете совместно осуществить какие-то действия. И как бы мы не утруждались прыгнуть выше своей головы, почему-то обнаруживаются устойчивые формулировки законов, которые мешают это сделать. Если всё настолько иллюзорно, протяните пожалуйста руку сквозь монитор и поздоровайтесь со мной, есть шанс, что когда вы читаете этот текст, я что-то делаю прямо здесь, по другую сторону экрана. Ну что же вы? Не вижу ваши руки!
Есть версия, что когда некоторое критичное количество людей объединяются вокруг одной и той же идеи, то они не могут быть не правы целиком и полностью, но скорее всего их правота нуждается в чётко прописанном месте проживания. Мы имеем в нашем контексте две таких идеи. Первая многочисленная группа людей считает, что мир реален, имеет вполне познаваемые законы, в рамках которых объекты этого мира взаимодействуют друг с другом. Вторая группа людей, всё более набирающая свою численность, считает, что мир иллюзорен, что цветные всполохи перед нашими глазами, временами складывающиеся в устойчивые картинки, никак не являются чем-то существующим в действительности. Предлагаю считать и тех и других правыми. Ещё предлагаю найти, разделить и далее не смешивать контексты, внутри которых правы каждая из этих групп. Для этого мне потребуется небольшое лирическое отступление.
Я не умею печатать на клавиатуре, не смотря на клавиши, мне не доступен т.н. «слепой» метод печати. Прямо сейчас я нажимаю на кнопки, на которых написаны буквы, поглядывая время от времени в монитор, прислушиваясь к Lounge-музыке в наушниках и к звукам, похожим на передёргивание затвора, от программы, которая предупреждает меня о возможном некорректном написании какого-то слова. Клавиши, монитор и звуки воспринимаются как внешние объекты восприятия. Об этом мне сообщают мои глаза, уши, ощущения на кончиках пальцев. Это внешний мир, мир доступных прямо сейчас объектов, окружающих предметов, других людей по соседству.
В тоже самое время восприятие фиксирует мысли, которые толпятся в очереди на то, чтобы быть сформулированными, ощущения по поводу этих мыслей и людей, которые спровоцировали написание этого текста. При желании можно направить луч сознания на память о прочитанных книгах, на подобные мысли, уже когда-то раньше сформулированные и теперь полезные. Это мой внутренний мир, мир чувств, мыслей, переживаний.
Таким образом очевидно наличие двух реальностей, относительно каждой из которых ощущается потребность в познании. Когда-то я хотел узнать о том, как работать с компьютером, о том, что есть полезного в интернете. Теперь я это знаю и могу действовать на этом поле. У меня не возникает ощущения, что внешняя реальность в некоторых весьма важных её аспектах неустойчива и изменчива. Если я жму на клавишу, на которой написана буква «А», то я не получаю на мониторе вместо этого букву «Б». И слава Богу!
В другой реальности, доступной мне в ощущении, всё совсем не так. Мои мысли, чувства, эмоции часто непредсказуемы, они приходят ко мне, радуют меня, мучают меня и уходят, сменяясь другими. Я не могу ухватить за хвост ни одной своей мысли, я не в состоянии надолго зафиксировать ни одного своего состояния. Они склонны весьма быстро перетекать одно в другое. Наблюдение за этим процессом весьма увлекательно. Иногда эмоция настолько сильна, что забываешь о том, что я не являюсь рабом своих эмоций. Включаешься, ассоциируешься, куда-то бежишь, что-то срочно делаешь, страдаешь или радуешься, доказываешь, соглашаешься, требуешь, отдаёшь и любым из множества возможных способов — вовлечённо действуешь. До тех пор, пока снова не приходит простое понимание того, что настоящий я — это тот, в чьём восприятии находятся вся эта канитель. Это понимание приносит покой и любопытство. На какое-то время.
Лирическое отступление закончилось. То, что я хотел сказать внутри него, это то, что желание привнести правила хаотичного внутреннего мира на устойчивый внешний точно так же абсурдно, не имеет смысла и приводит к идиотским результатам, как и желание измерить принципиально неизмеримую внутреннюю реальность линейками и осциллографами реальности внешней.
Однажды Иисус, обуреваемый недвойственным пониманием Единого, сказал слова, повлекшие за собой многие страдания как не христиан, так и самих христиан, расколовшихся на разные конфессии. Он сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Христос был сиятельно прав изнутри. Но внешние последствия этих его слов были весьма разрушительны.
Метафора иллюзорности реальности, которую великие Учителя используют для придания направления нашему разуму, может стать столь же разрушительной, если не осознавать её именно метафоричность. Люди по умолчанию не в состоянии контактировать с внешним миром напрямую, они делают это посредством своих органов чувств. Мир представляет для нас невообразимо огромное количество визуальных, аудиальных и тактильных данных. Мы лишены возможности познать предмет таким, каков он есть. Монитор устройства, на котором вы читаете этот текст, гораздо богаче, многограннее и сложнее, чем нам кажется. Мы видим только ограниченный диапазон отражённого им солнечного света, мы можем почувствовать только часть его поверхности при помощи пальцев. Постучав по нему ногтем, мы услышим только один звук. Ударьте по монитору молотком и вы узнаете, что он способен на качественно более разнообразные звуки.
Монитор, на котором вы читаете этот текст — это отражение нашего восприятия. Глаза видят отражённый от него свет, пальцы могут почувствовать его только тогда, когда дотронутся до него, звук он издаст только в том случае, если по нему постучать. По сути, никакого монитора нет. Есть только наше многогранное восприятие, преломляющее с разных сторон совокупность получаемой информации.
Монитора нет. Но он есть! Вот же он! Попробуйте действовать, исходя из предположения, что его нет и рано или поздно монитор заявит о себе, оказавшись на пути ваших органов чувств. Вы не сможете протянуть мне руку из монитора. А я не смогу сделать это вам. Всё, чем мы заняты по жизни — это составление карты той территории, с которой взаимодействуем. Но мы всегда имеем дело только с картами, никогда с территорией. И у каждого — своя карта этого мира. Странно — никто толком не имеет связного представления о том, с чем ежедневно мы имеем дело. «Мы стоим на плоскости с переменным углом отражения», — пел Б.Г., а ещё он пел: «Мы идём вслепую в странных местах».
Но указывая на иллюзорность мира, великие Учителя вовсе не хотели сказать, что иллюзорен тот внешний мир, который дан нам в ощущении. Яблоки никогда не будут падать вверх, а миллион долларов для родившего мужчины во веки вечные останется невостребованным. Учителя хотели избавить нас от привязанности, которая возникает, когда мы смешиваем внутренний и внешний мир. Наделяя внешнюю реальность свойствами внутренней, мы впадаем в потенциально опасное заблуждение.
Метафора об иллюзорности внешнего мира даёт возможность осознать реальность мира внутреннего. Очень долго люди считали, что реально только то, что снаружи, с сомнением относясь к результатам работы своего «чёрного ящика», не замечая движения своих эмоций, не доверяя своим чувствам, своей интуиции. Если железно-реально только что-то внешнее, то внутренняя изменчивость подлежит искоренению, потому что сложно и даже страшновато иметь дело с чем-то, что находится в постоянном движении. Люди делали из себя роботов, стремясь сначала придать жёсткие рамки своему разуму, по подобию внешнего мира, а потом подгоняя под эти рамки всё, что движется и что не движется.
Нет ничего во внутреннем мире, что можно было бы жёстко вогнать в рамки. По причине того, что наш внутренний мир принципиально изменчив и непредсказуем. И по причине того, что невозможно найти двух людей, способных одинаково увидеть один и тот же монитор.
Как быть, что же нам остаётся, если измеримый, поддающийся законам внешний мир мы неизбежно вынуждены воспринимать не терпящим никаких правил внутренним восприятием? Да всё тоже самое!
Совершенно правы те, кто считает мир искристым изменчивым чудом, переливающимся красками, формирующим из этих красок фантомы и иллюзии, которые мы так страстно любим и ненавидим. Никак не может быть познана вся глубина и красота поэзии и прозы этого мира. Эти люди говорят о мире внутреннем. Правы также и те, кто считает мир изучаемым, измеримым, поддающимся описанию, бросающим вызов нашему разуму временной непостижимостью своих законов. Могут и должны быть подчинены воле человека силы Природы. Эти люди говорят о внешнем мире.
Смотрите, как разрушительны попытки подчинить себе Природу, когда без внимания остаётся внутренний мир! И смотрите в какое бестолковое убожество превращаются нарцистичные галлюцинации духовного искателя, когда он стремится игнорировать мир внешний! Не имеет смысла наделять окружающий мир фантомами мира своей души. И тогда появление чемодана с деньгами под кроватью снова станет плодом только твоих направленных усилий, не только ментальных, но очень реальных, результатом твоих способностей ставить и достигать цели. Точно также не имеет смысла спонсировать новые сенсационные исследования британских учёных по процентному повышению среднего уровня личного счастья от встречи на улице с незнакомым улыбающимся человеком. Внутренний мир не поддаётся тупой линейной алгоритмизации.
Ничто не может помешать человеку, осознавшему ограниченность рационального мышления, двигаться в сторону принятия и познания себя самого. Начиная прислушиваться к движениям своей души, зажатой в тиски кургузой логики, человек открывает совершенно новый способ смотреть на вещи. Часто в это время хочется отбросить все прошлые достижения, на которые было потрачено столько усилий и которые не привели к той спокойной уверенности, что так легко доступна теперь. И вот рациональное мышление отброшено и удачно найденная цитата об иллюзорности мира закрывает последнюю брешь новой клетки, в которую теперь будет заперт разум.
А можно совместить эти, казалось бы, несовместимые вещи, можно решить вопрос о первичности материи и сознания, отказавшись признавать, что они воюют между собой на одном поле боя. Сознание воюет с материей на своём поле боя, а материя с сознанием на своём. Моя задача — принести им мир, указав на то, что они всегда воевали сами с собой. И вот я вижу — есть сознание и есть материя. Одно проявляет себя посредством другого, развитие одного приводит к развитию другого, угнетание одного приводит к угнетанию другого. В здоровом теле — здоровый дух.
Ещё есть другая поговорка: любишь кататься — люби и саночки возить. Любишь Творца, люби и Творение. Если Творение реально, то и Творец реален. Если Творение иллюзорно, то иллюзорен и Творец. И такая пустота не рождает ничего, она мертва. Пустота есть Форма, а Форма есть Пустота. Глупо думать, будто между этими вещами можно сделать выбор и встать на чью-то сторону. Вся эта война происходит по неспособности включить в себя, принять, пожалеть и простить обоих воюющих. Я предлагаю помирить внутреннее со внешним, оставив каждому свою Истину и Правду. Пусть теперь будет мир.