Skip to main content

Текст содержит спойлеры к краху современной цивилизации. Если вы хотите иметь к этому отношение, можно не читать этот текст, можно вообще ничего не читать.

Цивилизации как люди — они рождаются и достигают своего расцвета. Угасают цивилизации часто в безмерных сожалениях о бесчестных поступках прошлого. Очень редко конец цивилизаций проходит в умиротворённом достоинстве. Всё, как у людей.

В старческой внешней слабости, но в царственном внутреннем величии готовится отойти в мир иной цивилизация рыцарства. Король Артур, Великий Человек, приглашает гостей на рождественский пир, чтобы почтить Того, чьё достоинство было в том, чтобы принять смерть тела во имя любви к Духу. Артур оглядывает своих гостей и просит их развлечь его историей ради праздника Рождества.

Видя расцвет индустриальной цивилизации, идущей вслед за цивилизацией рыцарства, Зелёный Мир приходит на пир к Человеку и говорит:

— Я открыт перед тобою и готов отдать тебе свою жизнь. Всё, что ты сделаешь со мной, я сделаю с тобой, но не сразу, а через год и один день. Я — зеркало твоих решений и поступков. Мы с тобой — одно.

Молодой рыцарь Гавейн берёт из рук короля Артура его знаменитый меч и встаёт перед Зелёным Миром. В его воле — определить суть событий следующей эпохи, но то, что находится в его руках определяет его следующий шаг. Если в вашей руке молоток, вы видите вокруг себя недовбитые гвозди. Если в вашей руке лежит доставшийся вам по наследству меч, вы рубите головы.

Зелёный Мир, приняв волю Героя-Победителя, на удивление всем не гибнет, но, подняв отрубленную голову, утверждает саму суть единственно теперь возможного пути чести и достоинства. Теперь Человеку суждено умереть. Но не просто умереть, а умереть, расставшись с головой. 

Начиная с этого момента зрители начинают вставать и уходить из зала. Им перестаёт нравиться фильм, который привлёк их головы ярким трейлером, наполненным быстрыми событиями. Но теперь всё происходящее приглашает тебя к очень непривычному безголовому восприятию. Медленные туманные кадры, странные символы, персонажи, их слова и поступки, очень красивые, но неторопливые образы — всё это невыносимо головастому зрителю, но отпускать голову страшно, потому что кажется, что, потеряв её, ты умрёшь. Поэтому — вон из зала!

Удивительно, на что надеялся создатель этого фильма. Встретиться бы с ним, заглянуть в глаза, пожать руку, а то и поклониться бы. Такими фильмами, великими историями, случившимися сквозь прозрачные сердца чувствующих людей, могла бы определяться история нового человечества. На плечах гигантов мы могли бы перейти опасные участки своего пути, но…

Лиса! В каждом из нас живёт это хитрое олицетворение суетливой практичности. Лиса рычит на гигантов, отпугивая их. В самом конце пути лиса видит, что Человек, ведомый неясным для него самого ощущением Достоинства, может таки дойти до цели и потерять свою хитрую голову. Тогда всему конец! Придётся быть честным, даже не просто честным — подлинным. Поэтому лиса буквально берёт зрителя за шкирку и выводит его из зала, она говорит:

— Ты вернёшься и скажешь всем, что фильм — отстой. Ты обманешь, что тебя обманули. Но ты — герой! Тебе хотели заморочить голову, но ты сохранил её на плечах, ты встал — и ушёл!

И вот, буквально несколько оставшихся в зале бодрствующих людей (кто-то, возможно, по дороге заснул) заходят в часовню Зелёного Мира. Дальше происходит немыслимое. Происходит ничего. Наверно, минуту, что-то очень долго, на экране не происходит никакого действия. Природа и Человек встретились. Они сидят напротив друг друга в безмолвии. Хочет зритель этого или нет, но головы на его плечах в течении этой минуты либо нет, либо она вопит: «БЕГИ ОТСЮДА!!!» как это обычно бывает в медитации. 

Это был последний шанс сбежать из зала. Но не последний — решить, что происходящее представляет собой полную чушь.

Потом Зелёный Мир берёт топор. Природа готова принять от Человека дар чести и достоинства. Готов ли ты умереть сам, если убил меня? Но герой не готов. Он в полном согласии с Джозефом Кэмпбеллом шёл сюда, он услышал зов, попытался отказаться от него, но встал на путь, прошёл испытания, обрёл союзников. Но что-то пошло не так. Ему бы теперь нужно победить Врага и вернуться домой с дарами. Но… Как это сделать, не запятнав себя бесчестием, не умерев для собственного Духа?

Никак.

Поэтому дальше мы видим бесчестную смерть Человека, основавшего цивилизацию, идущую вслед за рыцарской. Он лжёт, откупается от любви, теряет всё, что ему дорого, от него отворачиваются все. Человек, выбравший спасение жопы головы, проводит свои последние годы, вырванные у Природы, в безмерных сожалениях о своих бесчестных поступках без возможности передать сыну своё наследие. Когда он оказывается за мгновение от неминуемой варварской Смерти, глядя в глаза этому своему лучшему советнику, Человек теряет голову, она сама сваливается с его безвольных печальных плеч.

Но на святой праздник Рождества Спасителя, бывает, происходят чудеса. В «Последнем искушении Христа» Иисус видит в подробных деталях свою жизнь, которая могла бы случиться, если бы он не взошёл на крест. Рыцарь Гавейн очнулся от наваждения бесчестной лживой жизни, оказавшись в мгновении принятия важнейшего решения. Он стоит на коленях перед Зелёным Миром и видит — такая жизнь не стоит того. 

— Я готов, — говорит Человек.

— Наконец-то, — говорит Природа, — Пора расстаться с головой.

«Теперь нас может спасти только сердце, потому что нас уже не спас ум», — поёт Борис Гребенщиков так, словно бы делает эпиграф к фильму «Легенда о Зелёном рыцаре». Сократ, Иисус Христос, Джордано Бруно — лучшие истории цивилизации пишут те, кто имел мужество поставить Дух выше смерти. 

Чтобы родиться к новому счастью, иногда, даже часто приходится умереть для счастья предыдущего. Мы, люди, любим брать. Себе. Всё самое лучшее. Мы берём всё, что хотим, и выбрасываем в мусор всё, что нам не нравится, всё, что мы расхотели. Мы берём так, как будто там это всё есть без предела, без счёта. Воду, воздух, деревья, руды, нефть. А выбрасываем мы так, будто там это всё уходит в бездонную бочку.

Природа, частью которой является Человек, пришла и открылась пред нами. Мы отрубили от неё самих себя. Она взяла нас в руки и пообещала нам, что мы будем вынуждены даже не переосмыслить, а перечувствовать, перепрожить наше с Природой единство. 

Мы уже отрубили Зелёному рыцарю голову. Теперь индустриальной цивилизации пришла пора умирать. Но умирает она не в достоинстве, как рыцарская, а в отрицании глобальных вызовов, угрожающих нам. Мы быстрее склонны поверить в лисьи сказки о том, что некие влиятельные головастые люди выдумали все эти страшилки, а природе по-прежнему ничего не угрожает. И что можно продолжать брать, брать, брать. И выбрасывать, выбрасывать, выбрасывать.

Я думаю, что фильм о том, что в человеке должен умереть Герой-Победитель. Эго, на всём протяжении истории определявшее ключевые мотивы человека, должно уйти на покой. Буквально. Остановиться. Нам нужно отнести свою лисью голову к реке и научить её быть смирной.

Это страшно, я понимаю. Человек так долго отождествлял себя со своим эго. Человек всерьёз думал, что быть человеком — это быть Героем. А значит — быть Победителем, поработителем, отбирателем себе всего самого лучшего и выбрасывателем в мусор того, что уже перестал любить. 

Чтобы уменьшить углеродный след, нам нужно пересмотреть суть цивилизации, остановить экспоненту экономики потребления. Но это как? Серьёзно что-ли? Взять и отказаться от новых приобретений? Наступить себе на горло? Отрубить себе голову? Нет. Какой-то дурацкий фильм. Лучше уйти отсюда и купить себе что-нибудь новенькое, выбросив старенькое в мусор.

Думаю, в итоге в зале останется совсем немного людей. Да, для индустриальной цивилизации всё кончится плохо, но Природа во Главе с безголовым Человеком выживут. Спасутся те, кто примет как рыцарский вызов смерть всего, что так привычно и долго считал самим собой, кому Создатель фильма смог передать своё сообщение. И мы, может быть, сможем отблагодарить Его за любовь.

Но это будет уже совсем другая история.