Skip to main content

Я часто использую эту историю. Её источник и происхождение не помню. Поиск в интернете ничего не дал. Поэтому я решил пересказать её своими словами.

Два монаха, старик и юноша, учитель и ученик, возвращаются из паломничества в свой монастырь. Они неторопливо о чём-то говорили, шагая по дороге. Вдруг ученику пришёл в голову один по-настоящему сложный вопрос, который он не решался задать своему учителю. Вопрос был не особо приятный и думать о нём не доставляло ученику никакого удовольствия, он нахмурился и долго шёл рядом с учителем в молчании. Но через несколько минут он всё-таки не выдержал и заговорил с сильным чувством досады в голосе:

— Учитель, скажи, почему Бог оставляет в мире зло и страдания?! Почему существуют болезни, войны, зачем в мире остаётся столько несправедливости? Люди умирают в расцвете своих сил, разве это справедливо?! Неужели Бог не всесилен?! А если всесилен, то почему он держит мир в таком несовершенстве? Он хочет, чтобы мы усомнились в его могуществе?!

Ученик говорил возмущённо и страстно. Он шёл, размахивая руками, не видя ничего вокруг и споря сам с собой. Учитель, видимо желая дать юноше выговориться, молчал, внимательно наблюдая за ним. В таком виде они подошли к реке, через которую им предстояло переправиться. На берегу их ждала лодка. Учитель забрался в неё и сел на вёсла, а ученик, продолжая громко говорить, оттолкнул лодку от берега и запрыгнул внутрь.

Лодку отнесло толчком на середину реки. Учитель, внимательно слушая как молодой монах выдвигает аргументы то в осуждение, то в защиту Бога, взял одно весло и стал активно загребать им воду. Лодка стала кружиться на одном месте. Это прервало словесный поток ученика, который, удивившись, спросил:

— Учитель, что ты делаешь?

Но тот продолжал грести и смотреть юноше прямо в глаза, словно бы не слыша вопроса.

— Почему ты взял только одно весло?! — уже громче сказал ученик, думая, что старый монах стал плохо слышать. Но не изменилось ровным счётом ничего — лодка продолжала кружиться на самой середине реки, а учитель продолжал смотреть в глаза своему ученику, продолжая внимательно слушать его.

— Учитель, нас сносит по течению! Ты что, разучился управлять лодкой?! Зачем ты это делаешь?! — восклицал молодой монах, решив, что, может быть старик уже выжил из ума, потому что на все его вопросы он продолжал делать тоже самое — загребать одним веслом, раскручивая лодку, и внимательно смотреть на своего ученика, словно ожидая чего-то. Тогда юноша решил поступить по-другому. Он тихо и терпеливо сказал, обращаясь к старому учителю как к маленькому ребёнку:

— То, что ты делаешь, не работает. Лодки не плавают, если грести только одним веслом. Возьми второе, иначе так мы никуда не доплывём.

— Вот теперь я слышу от тебя разумные слова, — сказал учитель, взял второе весло и начал грести ими обоими. Лодка сильно и мощно поплыла к берегу.