Немного о духовном материализме. Сначала о духовном, потом о материализме, а потом видно будет.
Возьмём концепцию всемогущего Бога Творца. Что тогда это такое — Божья воля? Если Бог всемогущ, значит, Божья воля — это обстоятельства текущего момента, взятые самым недвусмысленным образом во всём обилии буквальных подробностей, данных нам в ощущении прямо сейчас. Божья воля мне писать это, вам — читать. Божья воля мне сомневаться, вам — задуматься. Божья воля мне забыть о себе и продолжить писать, не зная, чем это кончится, вам — принять решение, продолжать оставаться вместе с этим текстом или нет.
Божья воля — это вот (здесь когда-то несколько секунд появлялись и исчезали несколько вертикально выстроившихся пикселей — курсор).
Иногда, однако, и верующему, и неверующему человеку бывает очень-очень больно и возникает острое желание возопить, заламывая руки, обращаясь к конкретному, культурно-обусловленному образу Бога или в никуда с вопросом «ЗАЧЕМ?!!» Верующий человек, находящийся, например, во влиянии аврамических религий, на этом месте спасает Бога от своих проклятий, защищает его светлый образ, позволяя услужливому уму воспользоваться удобной концепцией Дьявола — эта боль является его происками.
Человек неверующий, испытывая боль, прибегает к услугам своего ума на существенно более продвинутом уровне. Он спасается в рациональном анализе ситуации, в концепции случайных случайностей, в исторической обусловленности, в попытке волевым усилием переключить внимание, найти основания для жизни дальше. Обладая без сомнения большей гибкостью на уровне концепции, рациональный человек мечется по поверхности своего ума, часто не имея возможности почувствовать глубину, которая так легко, но так однобоко и одномерно доступна верующему.
Пост-рациональное мышление…
То, что люди во все времена называли Богом, сама эта концепция, нуждается в переосмыслении, расширении на целые новые измерения, способных проявиться при очищении от жёсткого мифического багажа и магических ритуальных танцев. Всё это в условиях исключительного уважения к результатам научного мировоззрения, породившего племя агностиков на смену воинственным атеистам. Последние совершенно справедливо критиковали религию как догматическую и часто разрушительную форму человечности, но отказывались видеть ключевое зерно, ради которого люди во все времена называли Богом своё предчувствие реальности предельных форм разума, любви и творчества.
Потребность идти в душевную глубину, желание иметь личный контакт с миром вполне может не соперничать ни с одним из форм реализации Духа — ни с наукой в её стремлении дойти до сути явлений, ни с религией в её стремлении соединить человека с сутевой основой сознания как такового.
Возвращаясь к теме из первых строк этого сообщения. Наука извлекла «на свет Божий» очень много «Дьяволов», искореняя болезни и объясняя пугающие природные явления. Мы больше не боимся огней святого Эльма и пневмонии, детская смертность упала в десятки раз, вряд ли стоит перечислять реальные достижения науки. Но мы всё ещё боимся агрессивного поведения вероломных Других, поэтому боимся раскрыться навстречу незнакомому человеку, поэтому боимся смотреть в глубину собственного сознания, поэтому объявляем всяческую духовность магическим бредом.
Это и есть новенький глянцевый Дьявол науки — возможность списать неизведанные области работы сознания, мистические и пиковые переживания на бред, проявив здесь ровно то высокомерие, которое демонстрирует религия, отправляя к Дьяволу огни святого Эльма. Конечно, духовная тема как магнитом приманивает шарлатанов. Но не торопимся ли мы, так сильно упрощая многообразие процессов сознания?
Шельмование непонятого — свойство человеческого сознания. Во все времена, однако, находились герои — и учёные, и святые люди — идущие на бой с непознанным, отвоёвывающие у «Дьявола» целые новые континенты и расширявшие «Бога» на всё большие и большие области. И тогда Божьей волей будет всё вокруг, что бы мы на то время называли или не называли Богом,
Дьявол — это непонятый Бог. Всего навсего.