Skip to main content

Война — это ловушка, глюк в человеческом коде. К небесному программисту есть вопросы по этому поводу. Но земные программисты знают, что досадный глюк может оказаться неожиданно ценной фичей, полезным свойством, уникальной особенностью. Часто не сам по себе, но некоторые его причины или следствия могут оказаться весьма ценными. Превращать человеческие глюки в фичи — хорошая задача для психолога. Собственно, этим и занимаются эти странные люди.

Вот мы начинаем дебажить, искать ошибки в коде и на первом уровне выясняется, что ментальное здоровье не нуждается в агрессии. Т.н. зло это всегда какие-то формы нездоровья. Человек решает причинить боль другому человеку только когда ему самому больно внутри. Если внутри нет боли, агрессия не возникает, ей попросту неоткуда взяться.

Идём дальше. Второй уровень. Здесь приходит понимание, что закончить войны с внешним врагом можно лишь тогда, когда побеждаешь врага внутреннего. Джихад это метафора глубинных разборок с самим собой, довольно тупо воспринимать эту метафору буквально. Неверный живёт во мне, его нужно убить внутри.

Но попытки убить внутреннего врага выводят нас на третий уровень глубины проблемы. Здесь выясняется, что стремясь уменьшить внешнее насилие, мы решаем сразиться с внутренним врагом, т.е. пытаемся использовать насилие, направленное внутрь. Это, во-первых, совершенно не решает начальной задачи, а во-вторых, неизбежно превращается в боль, а значит увеличивает внешнее насилие, потому что ненависть к себе мы быстро превращаем в ненависть к другому. Приехали. Рекурсия.

На этом месте психолог-программист может потерять надежду найти хоть какое-то решение. Он или она устало отрывает взгляд от своего онтологического экрана, чтобы выйти на улицу покурить. Дурацкая привычка, стыдно перед клиентами даже. На улице хорошо, весна, воздух в памяти воскрешает запахи лета. Оказывается, что сегодня 9 мая. Праздник со слезами на глазах. Психолог стоит на пороге своего дома. На его плечах бетонная плита только что понятой неизбежности войны и обречённости мира людей. И ещё прямо сейчас психолог не любит себя, потому что ему нужно сделать затяжку. «Пусть будут прокляты табачные компании!» — думает психолог и…

Перед глазами снова онтологический экран. Ошибка в полярности. Что если убрать вот здесь один минус. Я не считаю полезным курить, я не думаю, что это хорошо, но что если я выберу любить свой грех? Что если я буду делать с наслаждением то, за что резал себя ножом? Что изменится тогда? Странная, дурацкая идея — любить себя глупого, ленивого, уродливого. Но это же страшное дело! Если я полюблю сигареты, возможно, я никогда не брошу курить? Но люблю ли я их так, как могу, по-настоящему, глубоко и искренне? Могу ли я сделать затяжку так, чтобы полностью исключить любое осуждение, но сделать это с радостью и наслаждением? Хотя бы один раз в жизни.

И главное — если я выбираю любить себя, то захочу ли я проявлять любовь к себе именно так?

Если сегодня, 9 мая, я буду ненавидеть себя, русского, моя боль будет выплёскиваться через край на других. Я никогда не умел действительно глубоко любить себя, поэтому не имел ценность собственной свободы, которая нужна, чтобы моя любовь проявлялась в мире. Поэтому у меня не было воли утвердить эту свободу. Поэтому я не верил в себя, в своё достойное и мирное будущее.

Как мне полюбить себя, русского, сегодня, когда уже случилось всё, что случилось? Что мне нужно для этого, чьё разрешение, чья оценка, чьё мнение?

Ничьё. Я выбираю любить себя такого, какой есть, со всей этой историей. Это не значит, что я всё забуду. Ложь не имеет к любви никакого отношения. Я буду помнить всё и тем не менее выберу любить себя. Только тогда я смогу перестать распространять вокруг себя насилие и боль.
Не нужно бороться с собой. Сдавайтесь, друзья. Так победим.

Следующий текст