Skip to main content

Моя мама родилась в деревне Тювеево Мордовской области. Там жили вместе русские и татары. У русских была православная церковь, у татар была мечеть. Оба храма старые, пережили революцию. Народы вместе соседствовали мирно, каждый народ в меру сил хранил и оберегал свою кульуру.
Я помню бабушку. У неё было хорошее чувство юмора, она любила посмеяться и часто рассказывала забавные истории. Вот одна из них. На первый взгляд рассказ может показаться несколько ксенфобским, но выводы из него выводятся совершенно противоположные.

Когда в деревне обосновалась советская власть, коммунисты запретили религиозные службы в обоих храмах, и в мечети, и в церкви. Более того, один из храмов предлагалось превратить в амбар, склад для зерна.

По этому поводу было организовано общее собрание. Дальше бабушка рассказывает в ролях, имитируя начальственный голос комиссара и татарский акцент голосов участников.

Комиссар громко говорит:

— Голосуем! Из русской церкви сделать амбар!

Татары:

— Правэлна! Правэлна!

Комиссар:

— Так! Из татарской мечети сделать амбар!

Татары:

— Нэ правэлна! Нэ правэлна!

Маленький я из этого вывод делал о недальновидной хитрости наших соседей. Взрослый я из этой истории делаю другой вывод. Иногда очень хочется быть правым буквально во всём. Тогда, то, что поддерживает нас — правильно, мы это одобряем. А любые обстоятельства и факты, которые нас не поддерживают, несмотря на их доказанную или очевидную реальность — не достойны существовать, а те, кто их упрямо излагает, является нашими врагами или оплачиваются из вражеских средств.

Пока мы не можем прямо смотреть в глаза неприятной действительности, мы ещё не повзрослели. Пока глас народа у нас избирательный и отношение к фактам избирательное, не стоит даже пытаться называть это демократией. Это диктатура.