Skip to main content

Мастер и Маргарита

«Мастер и Маргарита» — лучший российский фильм ХХI века по моему мнению. Авторы представили собственное прочтение романа, связав его с некоторыми деталями биографии Булгакова. И это прочтение без сомнений совершенно гениально. Эзопово пространство развернулось во всю свою силу и красоту. Настоящий праздник для ума и души!

Как я уже писал раньше — это только кажется, что зла много. Зло только у Булгакова имеет воплощённую природу. В реальности же оно представляет собой поведение, обусловленное застарелой болью от полученных ран. Зло именно потому так активно, что у него болит. Но на боль нельзя опираться, она по своей сути есть нездоровье, которое или приводит к смерти организма, или выздоравливает от любви и заботы, а иногда по мудрости природы. Боль не накапливается и не создаёт собственных системных долгосрочных эволюционирующих структур. Только добро и здоровье делают это. Поэтому моя надежда негасима.

Галлюцинации о Дьяволе — это попытки людей объяснить себе непонятное, жарко жгущее пламя, тут и там встречающееся на пути к тому, кого мы всё ещё трусливо зовём Богом. Это пламя иногда требует слишком много труда и заботы, чтобы погасить его. Глядя на «зло», нам трудно поверить, что в природе вообще бывает так много любви, чтобы вместить, объять и унять такую огромную боль. Зло — это демонстрация возможного немыслимого величия человеческой души, которая способна вместить и произвести гораздо больше любви, чем мы можем себе пока представить.