Нужно ли помогать ближнему? Или человек должен сам пройти через все испытания, чтобы через трудности понять для себя нечто важное? Может быть лучше тихо стоять в сторонке и наблюдать? Тогда — это черствость? Как помочь человеку так, чтобы он научился помогать себе сам?
Есть красивая модель, которой можно руководствоваться в понимании этой темы. Называется «треугольник Карпмана». Представьте себе три вершины, в которых присутствуют Спаситель, Жертва и Преследователь. И вот с Жертвой происходят какие-то ужасные события — его донимает Преследователь, Жертва ищет Спасителя, который берётся недвусмысленно помочь, даёт однозначные советы. Жертва действует, согласно этим советам и (как первый вариант) терпит крах. Тогда она обвиняет во всём Спасителя, поскольку ответсвенность за свои действия она переложила на него. Спаситель превращается в Жертву, Жертва в Преследователя и новая Жертва ищет нового Спасителя.
Или второй вариант. Жертва, следуя советам Спасителя, жестоко побеждает своего Преследователя, превращая тем самым его в Жертву. Новая Жертва ищет своего Спасителя и вместе они мстят старой Жертве, теперешнему Преследователю, а вкупе и старому Спасителю — за то, что насоветовал.
Или третий вариант. Спаситель лихо уничтожает Преследователя и возвращается к Жертве за платой за свои услуги. Он может сделать это сознательно или бессознательно всю жизнь требовать от жертвы благодарности. Жертва в шоке от размера этой оплаты и начинает искать нового Спасителя, который сделает из старого Спасителя новую Жертву.
Таким образом треугольники множатся, трансформируются, крепнут. Это бесконечная драма, трагедия и фарс, который мы наблюдаем везде и вокруг. Есть ли шанс вырваться из этого треугольника? Можно ли не попадать в него?
Энергия, которая питает треугольник Карпмана — это переданная, снятая с себя ответственность за поступки. Жертва обвиняет в своих неудачах Преследователя и натравливает на него Спасителя, стремясь всячески устраниться из ситуации. Спаситель, ничтоже сумняшеся, эту чужую ответственность на себя берёт, не сомневаясь в иллюзорных плаксивых доводах Жертвы, и предпринимает действия, которые в итоге приносят разрушений больше, чем созидания.
Давая прямой и конкретный совет Жертве, по которому та должна предпринять определённые шаги, Спаситель, иногда не желая того, берёт на себя часть ответственности за результат. Совершенно не известно, как совет будет понят, как он будет реализован, но всегда есть возможность оправдаться тем, что мысли при реализации совета были использованы не свои, а стало быть ‘в случае чего’ всегда есть тот, кому можно предъявить претензии по типу ‘я сделал всё, как ты сказал, но получилось ещё хуже’. Если Жертва играет свою роль давно и профессионально, то может быть велика вероятность возникновения бессознательного желания полностью провалить результаты действий по совету, чтобы вовлечь Спасителя в свои проблемы ещё больше. Таким образом, совет часто оказывается медвежьей услугой.
Чтобы не попасть в треугольник Карпмана, нужно не становиться Спасителем и осознавать пагубность бытия Жертвой. Жертва должна в любом раскладе понимать свои собственные причины возникновения проблем и принимать на себя ответственность за их решение. Спаситель не должен брать на себя ответственность за решение чужих проблем Иначе треугольники закрутятся с неожиданной для участников быстротой и разрушительной силой.
Если вы хотите помочь другому человеку, то создайте условия, при которых он бы осознал причины своего нахождения внутри проблемы, взял бы на себя ответсвенность за происходящее. Далее он должен понимать, что никто не сможет лучше него самого разобраться с проблемой — уход от решения равносилен отказу от навыка, которому хочет научить Жертву мир, ставя её в такое незавидное положение. Если Жертва не победит своего Преследователя сама, то подобные ситуации будут повторяться снова и снова, до тех пор, пока Жертва не получит навык справляться с подобными ситуациями.
Но если вы действительно понимаете, что помощь в ситуации важна и нужна, то договоритесь о том, что вы делите ответственность с тем, кому помогаете. Если ваша помощь заключается в том, чтобы дать совет, то пусть тот, кому вы помогаете, осознанно возьмёт на себя ответственность за процесс и за все результаты своих действий по вашему совету. Вы должны быть однозначно уверены в том, что не получите претензий по качеству вашего совета (на этом месте иногда пропадает желание давать совет).
Если ваша помощь заключается в конкретных действиях, то договоритесь о плате за свои услуги. Тут важно понимать, что оплата здесь не является корыстью — давая вам, скажем, деньги, Жертва платит по сути сама себе. Чем адекватенее сумма, тем больше Жертва осознаёт, что активно участвует в решении своей проблемы. Психологи, работающие бесплатно или идущие на уступки и скидки для своих бедных и несчастных клиентов, фактически мешают сами себе — проблема не решается, потому что клиент ничего не делает для того, чтобы её решить.
Самое лучшее, чем можно помочь человеку, это создать условия, при которых он смог бы сам решить свою проблему. В этом хитрость и сложность задачи помогающего — важно найти способ спровоцировать человека выйти за рамки, в которые проблема сжала его разум, важно придать новые степени свободы его сознанию. Если человек в результате ваших действия самостоятельно поймёт то, что нужно делать, откроет в себе ресурсы к своему спасению, получит навыки, необходимые для решения — вот это будет идеальным случаем помощи. И треугольникам Карпмана не судьба будет развернуться.
В ситуации, когда один человек помогает другому, важно разделить ответственность так, чтобы оба понимали свои цели и задачи. Идеальный вариант — это когда человек, нуждающийся в помощи, понимал, что ответственность за результат всегда лежит на нём. Ответственность за процесс движения к этому результату можно разделить с кем-то. Но результат, решение проблемы — это святая прерогатива того, кто попал в проблемную ситуацию. Нельзя решить проблему, свалив её на кого-то другого. Другой может взять вашу проблему, но тогда она станет его проблемой и он сам её решит. Но вы при этом ничему не научитесь, спровоцировав тем самым повторение проблемы.
Есть известная притча о том, как рядом с морем умирающему с голода человеку встретился ангел. Человек просил у ангела рыбы, но тот дал ему удочку и научил эту рыбу ловить. А ещё есть вот такие слова святой матери Терезы:
Я просила — и Бог послал мне испытания, чтобы закалить меня.
Я просила мудрости — и Бог послал мне проблемы, над которыми нужно ломать голову.
Я просила мужества — и Бог послал мне опасности.
Я просила любви — и Бог послал несчастных, которые нуждаются в моей помощи.
Я просила благ — и Бог дал мне возможности.
Я не получила ничего из того, что хотела — но я получила все, что мне было НУЖНО!
Бог услышал мои молитвы.