Новая книга Кена Уилбера, «Религия будущего», читается медленно и тяжело. Начать с того, что я испытываю внутреннее несогласие с названием. Я не думаю, что пострациональное мировоззрение глубокой личной причастности ко всему спектру малых и больших смыслов люди будут называть религией, т.е. тем же самым словом, которое связано с ритуальными ударами лба об пол. Нам нужны новые слова для новых форм телесной, интеллектуальной и духовной жизни взрослых, чувствующих, свободных и ответственных мужчин и женщин. А наши «старые» религии не нуждаются ни в переименовании, ни в обновлении. Они прекрасны и ужасны в своём историческом величии и выполняют свою социальную роль, обучая предрасположенных людей первым представлениям о нравственности и морали. Когда мы вырастаем из догм, мы начинаем видеть, как работают слова, и становится понятно, что «как вы лодку назовёте, так она и поплывёт.» Поэтому — спасибо, религия, при всём глубоком уважении, твоего добра нам достаточно.
При этом, конечно, есть большая благодарность автору на неимоверный труд сведения в один тяжёлый том (который трудно держать при чтении) столь многих современных и древних результатов по исследованию сознания и культуры.
Очень часто новые темы приходят в мир в виде твёрдых интеллектуальных кирпичей. Но действительное распространение и влияние они получают, становясь искусством — живым, непосредственным и ярким. Далеко не всегда рациональным. Когнитивный интеллект у человека это твердолобый способ пробить брешь в стене, достаточно широкую брешь, чтобы в неё смогли пройти люди с другими видами интеллекта — эмоциональным, эстетическим, межличностным, моральным и прочая.
Ловлю себя на мысли, что с лёгкой тоской жду от автора милых и тёплых поэтических вставок, которые иногда встречались в его других книгах. Но пока таковых не встречаю без потери надежды на будущее. Поэтому прерываюсь, чтобы выписать, нарисовать вам и себе немного из сиюминутного настоящего подарка. В том смысле, что по-английски «настоящее» — это «подарок».
Я собираюсь приготовить собу с говядиной. В казане. Второй раз в жизни. Первый был довольно удачным, но есть идеи по улучшению. Всё закуплено. Семья ждёт от отца кулинарного чуда. Чтобы оно явилось, мне нужно особым образом настроиться. Внутренний оркестр хаотично шумит, перебирает детали рецепта, примериваясь его преодолеть, заменить формальность его исполнения на тонкий и смелый танец интуиции. Вскоре необходимая настроечная какофония закончится и воцарится тишина, которая в моём лице встанет и пойдёт на кухню и сделает то, чего для моих любимых людей не сделает сегодня никто другой.
Неожиданно возникает последнее препятствие. Тяжёлый и тёплый том «Религии будущего» лежит на моих коленях как кот. Какое-то время я наслаждаюсь мыслью о том, что было бы неуместно и даже кощунственно убирать его в сторону. Но тишина во мне нарастает нетерпеливым творческим потенциалом, её воля становится неумолимой и непреклонной.
Спасибо, Кен. Не надо ворчать. Я вернусь гладить твои страницы немного погодя.
Иллюстрация сгенерирована при помощи leonardo.ai по строке «Ken Wilber as a cat».