Skip to main content

Однажды у Марка Твена я обнаружил интересное наблюдение. Вот как его слова звучали в моей голове, пока я не решил найти оригинальную цитату: «В семь лет я боготворил своего отца. В четырнадцать я считал его круглым идиотом. Ещё через семь лет, когда мне шёл двадцать первый год, я удивлялся тому, как поумнел мой папаша!» У Твена нет слов о семилетнем возрасте, а его слова о четырнадцати годах ещё резче.1 Моя память сформировалась именно так по причине того, что меня иногда называют идеологом взросления — я занимаюсь этапами становления человеческой личности и систем, которые создают люди. Зная эти этапы, можно осознать себя и свою жизнь как направленный, целостный путь развития, можно точечно восстановить в себе упущенные навыки для жизни, можно уверенно планировать гармоничное воспитание ребёнка, можно наращивать внутреннее и внешнее богатство, собирая сокровища на земле и на небе, можно выстраивать большие и малые человеческие системы так, чтобы каждый человек находился там на правильном месте, имел правильную задачу и делал лучшее, на что способен.

Слово «образование» имеет корнем слово «образ». Формирование нашего образа происходит всю жизнь и худшее, что может произойти с человеком, это иллюзорная уверенность в том, что ему нечему больше учиться. Действительно, образование как пожизненный процесс имеет несколько отчётливых фаз. Они не выглядят иногда последовательными этапами, а походят, скорее, на школу игры на разных струнах души. Доступ к этим струнам открываeтся для нас последовательно, но учиться качественно играть на каждой струне, учиться извлекать стройные аккорды из нескольких струн мы можем всю свою жизнь.

Первая струна. Мы рождаемся беспомощными существами, неспособными выжить без родительской помощи. Первая наша наука — научиться владеть своим телом, осознать наличие базовых способов удовлетворять потребности организма, извлекать из него удовольствия и избегать боли. Мы не можем жить, не освоив этой струны, нам крайне трудно действовать в мире, если аккомпанемент нашего тела нарушен.

Вторая струна. В самом раннем детстве мы сотканы из безотчётной и благоговейной любви к окружающим нас самым лучшим людям на свете. Ради них, ради их взгляда, слова, ласки дети готовы на всё. Это тёплое отношение родного человека создаёт, формирует нашу способность к душевности. Мы осознаём в себе наличие второй струны только более-менее освоив игру на первой. И ещё один способ — наша вторая струна становится заметной, резонируя со звучанием такой же музыки, исходящей от родительской заботы.

Третья струна. Время от времени на фоне этой благостной картины хаотично, но настойчиво вспыхивают первые очаги нашего желания быть отдельной, сильной, самостоятельной личностью. Мы начинаем упражняться в яростной ненависти ко всему, что стоит на нашем пути. Неизбежные уроки капризности, непослушания, агрессии готовят нас к тому, чтобы мы смогли научиться воспроизводить звучание свободы, воли, права на личное счастье, права достигать своих целей. Отчаянно бренчащими на первых трёх струнах нас принимают общеобразовательные учреждения.

Agerbeck

Четвёртая струна. Убедившись в способности быть «свободным от», мы по инерции можем перейти к «свободе для». Впрочем, вы знаете множество людей, продолжающих всю жизнь играть на три аккорда музыку болезненной потребности в уважении, во власти, в накоплении материальных благ и общественных статусов. Но если наши родители или общество оказываются способными воспроизвести звучание четвёртой струны и научить нас играть на ней, то мы понимаем важность порядочности, чести, личного достоинства. Мы учимся уважать общественные устои и адекватно соответствовать принятым нормам.

Пятая струна. Учиться играть такую музыку нам часто приходится уже самостоятельно. К этому времени мы начинаем переоценивать правила жизни, усвоенные ранее. Это пубертатный период, последние годы в школе. Иногда справедливо, а иногда и сгоряча что-то кажется нам абсурдным, бессмысленным и бесполезным, и нам приходится вспоминать навык игры на третьей струне, чтобы отдалить от себя то, что мы считаем ненужным. Но самый главный навык этой струны — способность создавать новые, собственные установки, правила, законы, включающие в себя все варианты звучания предыдущих струн, но превосходящие их в гибкости, эффективности, рациональной логичности. Пятая струна учит нас мыслить системно. И да — эта музыка доступна всем, но играть на ней умеют пока далеко не все люди. Хотя именно это звучание мы слышим вокруг в качестве призывного ориентира. Это музыка зрелого бизнеса, современной науки, это музыка социальной и политической жизни развитых государств.

Шестая струна. Только уже взрослые, ответственные, чувствующие мужчины и женщины способны осознать в себе наличие способности создавать музыку более изящную и тонкую, нежели та, которая обильно слышится вокруг. Люди находят в себе эту струну, заботясь об экологии природы и человеческих отношений, устанавливая равенство возможностей, подвергая сомнению, совершенствуя и иногда — стирая границы между научными дисциплинами, социальными традициями, экономическими нормами. Эта струна уничтожила рабство, она дала избирательное право женщинам, она заботится об индивидуальном развитии талантов детей. Эта струна учит людей мыслить системами систем, но одним лишь умом невозможно решать такие непростые задачи. Мелодия шестой струны набирает уверенную силу во всём мире, и вы можете слышать её всё более отчётливо.

Желанию человека совершенствовать свой мир ничто не способно помешать. Есть версия, что мы способны научиться исполнять и ещё более тонкую музыку. Описано влияние ещё двух струн. На седьмой струне мы решительно ставим под сомнение качества всех своих личностных характеристик и реализуемся как сквозной, стремительный, непривязанный, живой поток событий. Восьмую струну люди осознают, приходя к пониманию органичной, естественной, всесвязующей, общей, глобальной духовности этого мира, способной объединить людей планеты в один симфонический оркестр, слаженность которого подчёркивается бесконечным разнообразием инструментов.

03-Guzheng

Чтобы не выдавать желаемое за действительное, чтобы следовать изначально заложенным в нас эволюционным процессам, мы должны научиться исполнять мелодии своих жизней, качественно играя на каждой из доступных струн. Любая одна струна и целые аккорды из нескольких струн могут воспроизводить здоровую и приятную мелодию, а могут иметь и нездоровое, дисгармоничное звучание. Мы резонируем своими маленькими оркестрами, находясь в общении с другими людьми, находя с ними то, что мы называем «общий язык». Или же случается какофония, происходящая от неспособности гармоничного созвучия. Освоение каждой новой струны даёт нам мощнейшее чувство счастья. Если вы ищете счастья для себя, то, скорее всего, вы стремитесь освоить очередную новую струну.

Задача образования человека заключается вовсе не в том, чтобы научить всех членов общества исполнять торжественные марши и гимны в унисон (так видит цель образовательного процесса человек, не освоивший более четырёх струн). И не в том, чтобы стать виртуозом-одиночкой, прославленным маэстро, популярным музыкантом (так видит цель образовательного процесса человек, обожающий свою новенькую пятую струну). Даже задача свободно предоставить каждому ребёнку возможность ненапряжно следовать собственному уникальному пути освоения музыкального инструмента не приведёт к гармоничному музицированию, как часто думают восторженные почитатели звучания одной лишь шестой струны. Современный мир нуждается в людях, имеющих доступ ко всем и к каждой струне своей души. Это 1 — здоровый телом; 2 — понимающий близких; 3 — свободный и сильный; 4 — честный и порядочный; 5 — успешный и результативный; 6 — заботливый и душевный; 7 — непривязанный и бесстрашный; 8 — гражданин мира.

Бывает так, что тепличные условия в наших обществах, в наших семьях делают так, что мы пытаемся подражать звучанию новых струн, играя на тех, которые есть в доступе. Например, лёгкая доступность литературы, повествующей о практиках и результатах развития мистиков разных духовных традиций, создаёт ситуацию, при которой большое количество людей в стремлении выдать желаемое за действительное пытается подражать сложнейшим вибрациям великих душ прошлого и настоящего. Это замечательно, но довольно часто несвоевременное и неравномерное освоение вселенского сольфеджио вызывает проблемы с благосостоянием, разводит семьи, рушит партнёрства в бизнесе, ведёт к овощному бездеятельному существованию окончательно просветлённых нарциссов.

03-Tumblr_m0nxdiSmqO1qgotcbo1_500

Бывает и так, что исторические катаклизмы, войны, социальные эксперименты рвут в наших душах какие-то струны, и мы вынуждены восполнять их звучание. Например, на постсоветском пространстве дважды за столетие в людях рвалась четвёртая струна, отвечающая за порядок, законность, преемственность поколений, уверенность в будущем. Поэтому вокруг так много людей, играющих на третьей струне, воспроизводящей нездоровые звуки вероломства, беспардонности, чванства, но исполняя написанные ноты пятой струны. Далеко не все современные политики и бизнесмены имеют внутри себя понимание того, что по-настоящему эффективные человеческие системы не создаются без уважения к общим смысловым пространствам, без личного соответствия единым для всех законам. Играя на третьей струне, можно, при желании, навешать на себя много блестящих медалей. Но только вкупе с четвёртой струной мы обретаем способность к счастью не одинокому, не эгоцентричному, к счастью быть признанными достойными людьми, уважающими других, любящими свою страну. Нам есть ещё чему учиться. И, возможно, лучшее, что мы можем сделать, это постараться воспитать своих детей без упущенных душевных струн.

Подробнее о том, что говорится в этой статье, можно узнать, интересуясь Спиральной динамикой и интегральным подходом Кена Уилбера в его контексте уровней развития. Авторская метафора о струнах человеческой души снимает, как кажется, несколько противоречий в описании форм человеческой красоты и сложности. Используемая в существующих текстах метафора уровней или стадий развития имеет некий линейный, достигаторский подтекст и словно бы предполагает обязательность и движения по ступенькам — «всё выше, и выше, и выше!» При этом утрачивается многообразие взаимодействий «стадий» развития, нелинейная одновременность их присутствия, их красота. Пытаясь описывать субъективное пространство человека, мы неизбежно используем метафоры, даже когда нам кажется, что наш язык строг и научен. От качества этих метафор зависит не только научный результат, но и практическая сторона применения теории на практике.

Образование человека, как было сказано выше, это постоянный, пожизненный процесс. Посмотрите вокруг. Прислушайтесь. Сколь много разных уникальных человеческих мелодий! Буквально каждый человек обладает какой-то способностью, которой не обладаете вы. Но ещё далеко не всегда мы слышим гармоничные мелодии в этом огромном хаосе. Мир стремительно объединяется в единый оркестр, стремясь исполнять всё более непростые, волшебные, сильные симфонии. Для этого уже сейчас есть все средства. Нам и нашим детям суждено стать уникальными инструментами, обладающими широким диапазоном возможностей. Незатейливым инструментам тоже достанется своя партия — мир стремится к гармоничному звучанию. Но сегодня, как никогда, у нас и у наших детей есть шанс освоить, вобрать в себя, стать композиторами музыки, воспевающей эволюцию Вселенной.

Музыка как феномен всегда казалась мне удивительной темой. Ведь что такое мелодия? Это в большинстве случаев абстрактная, но далеко не случайная последовательность звуков, способная поднимать в человеке тонкие и глубокие чувства. Мелодия реализовывает тонкие движения души человека и поэтому оказывается ближе к тому, что можно было бы назвать чистым творчеством — созданием совершенно новой реальности. Творчество всегда реализует именно этот принцип — создание нового, основанного на реальности или нет, но неповторимого, уникального, красивого, живого. Возможно поэтому аспекты музыкальной жизни так легко становятся метафорой и фрактальным подобием аспектов интегральной философии. Они являются прямым отражением и даже реализацией друг друга.

23-7e6e44b10898967f9528dbe35da5592a

Вот посмотрите! Композитор реализует нисходящий поток — он реализует движение Бога к человеку, а слушатель реализует поток восходящий — он посредством музыки возвышается к Богу. Стадии развития можно представить как струны (или ноты, клавиши, и т.п.), об этом подробно написано выше. Линии развития — это инструменты, которые может освоить человек с разной степенью мастерства: своё тело, эмоции, интеллект, эстетическое чувство, коммуникацию и т.п. Типы — это стили музыки, жанры, направления. Состояния — это формы восприятия музыки, степень осознанного присутствия, сопереживания, творчества как для композитора, так и для слушателя.

С квадрантами получается особенно красиво. Эту метафору можно использовать в качестве вводного, начального объяснения очевидности четырёх измерений сущего. Во-первых, чтобы музыка могла существовать в принципе, нужны композитор, музыканты и слушатель, обладающие эстетической потребностью приводить в мир прекрасное. Так или иначе, они выражают и находят в музыке самих себя. Во-вторых, исполняемая мелодия должна резонировать с приемлемыми в обществе формами, традициями, находиться во взаимосвязи с культурой и, собственно, формировать эту культуру. В-третьих, нужны инструменты или, как минимум, развитые голосовые связки. Нужны формальные, а лучше мастерские навыки исполнения, нужен так называемый слух. Сыграть нужно достаточно качественно и громко. В-четвёртых, музыка не будет играть долго, если композитор, музыканты и слушатель не взаимосвязаны в социальном, экономическом и даже политическом контексте. Не обязательно, но музыкальная грамотность всех участников процесса значительно повышают качество и результат. Здесь и ноты, и теория музыки.

Узнаёте? Каждый оркестр являет собой синергетическую сумму четырёх вездесущих измерения всего — субъективное, межсубъективное, объективное и межобъективное. Выбросьте любой из этих аспектов — и музыки нет.

26-Kvadranty-Ya-My-Ono-Oni

Бизнес-метафора тоже оригинальна: организация — это оркестр, где каждый инструмент важен и нужен вне зависимости от того, тихо или громко он играет и играет ли вообще (как дирижёр). Товар — это мелодия, которую всякий раз следует исполнить качественно. Чтобы была прибыль, важно, чтобы сотрудники имели личное желание играть, чтобы они ладили друг с другом, чтобы им было на чём играть и чтобы они умели это делать, чтобы были сформулированы и соблюдались правила игры, согласованные с внешними условиями рынка. Сформулируйте правила и дайте людям инструменты, но не заботьтесь о внутренней мотивации и климате в коллективе — в итоге получится «кто в лес, кто по дрова» вне зависимости от того, как интенсивно вы машете своей увесистой дирижёрской палочкой. Зажгите людей на подвиг, подружите их друг с другом, но если им просто не на чем играть и не очень понятно что, собственно, играть-то — опять результат никакой. Только четыре измерения в своём гармоничном взаимодополнении делают так, чтобы бизнес играл и пел заливисто, красиво и востребованно.

И в заключении — посмотрите, насколько удивительной становится эта параллель, если распространить её ещё шире! Что это вообще такое, музыка? Она учит нас жить так, чтобы не фальшивить собой, чтобы гармонично вливаться во вселенский оркестр. Она является источником, наполнителем, исполнителем, инструментом, вдохновителем и результатом всего, что мы наблюдаем вокруг. Музыка внутри нас и снаружи, она индивидуальна и коллективна, она бывает разной: грубой, тонкой, причинной и недвойственной. В начале было Слово, и это Слово было первым аккордом. Четырнадцать миллиардов лет назад Большой Бах задал первый тон этой грандиозной Симфонии, которая дальше становилась всё сложнее и глубже. Человечество реализует, возможно, наиболее сложные и замысловатые арии — здесь музыка стала настолько витиеватой, что оказалась способна слышать сама себя, творить и создавать новые миры. Посмотрите вокруг, прислушайтесь. «Всякая птица Господа славит!» Всё вокруг звучит, танцует, поёт, рождает новые нюансы, па, изготавливает всё более сложные инструменты. Музыка эволюционирует и мы вместе с ней, как одновременно её инструменты, её создатели, её исполнители и её слушатели. Каждый человек — это звезда воистину великой эстрады. Мужчина и женщина, он и она состоят измузыки, они являются суммой ранее сыгранных аккордов не только их предков, но и всех животных и растений, материков и океанов, планет и звёзд, которые своими стремительными или долгими жизнями вложились в красоту и силу музыки. И люди учат слышать, танцевать и играть своих детей,  чтобы они смогли продолжить эту Симфонию Духа, обогатить её своим уникальным творчеством. Посмотрите вокруг, прислушайтесь. Всё и вся, и все танцуют и поют во имя и во славу Великой Музыки!