Мне не нравится слово «прощение». Для меня это дурное слово, часто подразумевающее внутреннее сладкое и высокомерное превосходство праведного обижаемого над плохим, глупым и злым обидчиком. «Прощением», люди часто называют свою бездумную способность забыть. отстраниться от непростой для них ситуации.
Всем «прощениям» конструктивная и мудрая замена — понимание. В рамках которого можно сделать выводы и сменить формат коммуникации с обидчиком на менее глубокий. При этом можно оставить человеку шанс удивить вас своим новым поведением и отношением — сделанным выводам не стоит придавать свойства по типу «и ныне, и присно, и вовеки веков». Не льстите себе — мир меняется, люди меняются, вы меняетесь.
Говорят: «Простить человека — мудрость, второй раз простить человека — великодушие, третий раз — глупость».
Но справедливости ради, надо сказать, что понятие «прощение» может иметь не высокомерный и не нарциссический характер в том случае, когда человек способен принять этот мир таким, какой он есть. Т.е. существуют стадии «прощения» , простые и сложные, и можно говорить о путанице между этими стадиями. Всепринятие и способность в каждом увидеть искру Божию в её самом замысловатом проявлении можно наверно назвать тем прощением, которое конструктивно.
Но много ли мы знаем таких людей? Тех, кто увидев в собеседнике что-то незнакомое, непривычное, что-то, по поводу чего первая реакция эго может быть негативной, много ли мы знаем тех, кто сможет распознать красоту в этоой непохожести? Есть ли среди нас те, кто видит и принимает движения чужой души как движения своей? Многому ли мы можем научиться у тех, кто похож на нас как две капли воды? Тогда почему мы стремимся «простить» и забыть непростых для нас людей?
Это довольно высокое и сложное состояние души можно было бы назвать прощением, но упс… у этого явления опять есть более адекватное имя — принятие. Слыша звон, но не зная, где он, мы торопимся назвать наше высокомерное отпускание чужих грехов тем же самым словом, каким взрослые люди могут назвать своё принятие мира в его многообразии.
Вряд ли среди ваших знакомых найдётся много тех, кто, способен вот именно принять как есть незнакомого и непривычного другого человека. Но зато, я думаю, вы знаете многих, которые готовы прощать и тех и этих, избавляя себя тем самым от раздумий, от беспокойства, а значит, уклоняясь от жизни.
Поэтому не нужно никого прощать. Это слишком просто. Попробуйте принять непривычного вам человека таким, какой он есть, приняв вместе с ним урок от этого мира. А если не получается принять, то постарайтесь понять его мотивы, которые, к вашему удивлению. могут оказаться очень добрыми. Эти добрые мотивы незнакомец может достигать непривычными для вас средствами. И может быть некомфортное состояние вашей души, это отклик именно на средства, а не на его истинные цели другого, непонятного вам человека. Ключ к пониманию — нахождение добрых мотивов того, с кем вас всёл мир в надежде научить вас чему-то новому, в надежде, поставив вас в непростую ситуацию, заставить работать вашу душу.
Впрочем, называйте свои действия и состояния как хотите. Это не важно. Просто не стоит выдавать желаемое за действительное, не стоит обманывать себя. Не упрощайте свою жизнь прощением. «Душа должна трудиться», искать и находить решения, и нет ничего важнее этого.