Недавно мне прислали вот этот ролик с просьбой прокомментировать:
Выскажусь как сказочник. Я не согласен с установками автора комментариев фильма относительно роли женщины в семье и обществе. Я не согласен с необходимостью не критично и насильственно насаждать архаичные ценности в их синтетической современной «первозданности» (хотя я считаю национальное славянское культурное возрождение исключительно ценным и важным). Я не согласен с тем, что мультфильм «Маша и Медведь» злонамеренно (именно злонамеренно) убивает в наших детях добрые и вечные ценности. Скорее всего авторы просто куражатся.
Но. Я согласен с тем, что метафоры мультфильма часто действительно безответственны и служат в большей степени целям развлечения. Задача мультфильма — во что бы то ни стало рассмешить зрителя. В этом нет ничего дурного, но в чём-то авторы критики правы. Советские мультфильмы умудрялись сочетать забаву и обучение эффективным личным и социальным стратегиям. А именно этого последнего в мультфильме практически нет. Метафорический паттерн сюжета однообразен — ребёнку обильно показывают то, как поступать не нужно. В этом есть своя польза — диссоциированно, метафорически закрываются агрессивные гештальты в адрес родителей. Соединившись с главной героиней ребёнок имеет возможность взорвать, поджечь, испачкаться, сломать и т.д. И всё равно он любим и принимаем.
Интересен образ Медведя. Это действительно отцовский образ. По всей видимости Медведь-папа разведён с мамой Маши (которую вовсе нигде не видно), и девочка уходит в его доме в отрыв относительно строгих установок матери. Медведь этот по началу весьма раздражён появлением Маши, он не хочет её пускать в свою обустроенную заново холостяцкую жизнь. Он словно бы вынужден если не заботиться о Маше, то как минимум не допустить её смерти в огне, в воде, под завалами и т.п. В итоге, в конце каждой серии Медведь вроде бы проявляет тёплые чувства к ребёнку, но они успевают выветриться к началу следующей серии. По всей видимости, это личная метафора сценаристов, которая всякий раз лечит мужчин, отцов, которые смотрят этот мультфильм вместе с детьми, вплетая им в души тонкую нить заботы и внимательности вместе с толстой нитью смеха. И пока Маша исследует грани разумного в осваивании активной жизненной позиции, более присущей мальчикам, Медведь убеждается в пагубности тупо мужского эгоцентризма и учится искать и находить в себе черты не только отца, но и матери.
Здесь есть весьма полезный вектор, терзающий современную мораль и культуру — женщины по всему миру осваивают в себе Анимуса, мужской вектор. Замечательный результат качественного принятия «внутреннего мужчины» есть в фильме «Дивергент». Героиня сильна, свободна, открыта, проактивна, но! Женственна, чувственна, она любит, заботится, она в первую очередь женщина. Та же история происходит с мужчинами — жизнь учит нас быть тоньше, глубже, учит чувствовать, сопереживать, а не ломиться напролом. Мы осваиваем Аниму, оставаясь мужчинами. Потеря половой идентичности это неизбежные мутации на эволюционном пути, в котором мы становимся сильнее, больше, свободнее, искреннее. Мужчина, оставаясь мужчиной, становится больше на внутреннюю женщину. Женщина, оставаясь женщиной, становится больше на внутреннего мужчину.
Поэтому вердикт мой такой. Ничего особо вредного здесь нет, но пользы, конечно, можно бы прибавить. Авторы идут на поводу своих личных сублимаций и векторов современной культуры. Они не сказочники, они не привносят в сюжет осознанно новых стратегий, они лишь фиксируют свои бессознательные импульсы.