Одна из основных проблем послеподросткового взросления мужчин и женщин в современном обществе является насильственная узурпация религиозными институтами вопросов духовного развития. Для пострационального мышления очевидны убогие костыли религиозного догматизма, но за неимением очерченных карт и проверенных смысловых пространств на новом этапе развития, люди могут ошибочно вступить на путь маргинализации своих взглядов, следуя за поверхностными и недоброкачественными идеями. Мы должны освободить духовность из прокрустова ложа обязательной к безоговорочному усвоению религиозной мифологии, чтобы создать условия для свободного творческого развития наших новых духовных ориентиров.
Удивительным союзником пострационального мышления является форма здорового атеизма в его скептической части, направленной на высмеивание догматической религиозности. Воинствующий атеизм, однако, слепо нападает и на формы духовного пробуждения, на глубокие мистические переживания, сводя их лишь к форме религиозного опыта, но здесь следует провести границу — мы видим недостатки не только закостенело религиозного, но и алчного материального мышления. При этом, используя рациональный ум по назначению, превосходя его и используя как надёжный, но не единственный инструмент, мы можем формировать для себя новые смысловые пространства, в которых отметаются маргинальные выдавания желаемого за действительное, и в которых духовное и материальное не только не спорят друг с другом, но и являются потрясающе красивой формой естественной взаимообусловленности, являются двумя лицами Вселенной, двумя направлениями эволюции. Каждое новое достижение на линии материальных форм является основанием для развёртывания новых форм сознания и наоборот.
Мы более не видим конфликта между наукой и духовностью, даже если они по отдельности ещё продолжают воевать друг с другом. Мы строим новую идеологию взросления, в которой более не нужно стесняться своей духовной глубины, в которой не нужно отвергать свой рациональный ум, в которой нет необходимости выполнять мифические ритуалы и настаивать на простых решениях там, где их быть не может. Мы строим новую идеологию взросления, в которой все формы творческого проявления Духа смогут быть ярко, сильно и красиво проявлены.
Есть сумрачная, туманная, ничейная земля, заполненная зияющей неопределённостью и подробнейшей бессмыслицей. Она там, куда дошли люди, решительно выросшие из линейного рационального мышления и в трепете желающие принять глубокую, искреннюю, творческую сторону жизни. Здесь их заставляют сделать выбор между духовной и мирской жизнью, а они отказываются. Здесь их пытаются кормить детскими сказками, где истовое желание по волшебству становится правдой, а они не верят. Здесь их пытаются вернуть в тюрьму правильных предписаний, угрожая адскими расправами, а они смеются. Здесь их укладывают в прокрустово ложе отказа от практичных инструментов ума, а они не хотят выбрасывать то, что всегда помогало в пути. Здесь не за что уцепиться, здесь нет формы и нет содержания, здесь хочется и доверять, и проверять; и молиться, и учиться; и жертвовать, и зарабатывать; и молчать, и говорить — одновременно. Совершенно не обрисована картами, не заполнена смыслами, не устлана дорогами земля пострационального мышления.
Самое время сначала создавать, а потом наносить на карту целые материки!