Удивительное дело: стоит только заболеть и честно сознаться в этом, как люди делятся на два неравноколичественных класса. Первые просто говорят: «Выздоравливай, Анатолий!», а вторые… Ох уж эти вторые…
Вероятно, вы слышали о том, что мысли материальны и что по «закону притяжения» плохое случается только с теми, кто думает о плохом, и наоборот — что блага достаются в этом мире за усердные благие помыслы. Возможно вам встречались люди, утверждающие, что знают, как удвоить сумму наличных сбережений за неделю, медитируя всего по 10 минут в день. Я уверен, что вы знаете людей, которые любят говорить о том, что в древние времена наши предки могли управлять законами природы, лечили наложением рук и жили по несколько сотен лет. В книжных магазинах растут полки с эзотерической литературой по решению практических задач, а в интернете активно продвигаются особо результативные духовные практики, позволяющие достичь самадхи уже через неделю. Бизнесмены и психологи собираются на конференции по осознанности, ездят на ретриты в экзотические уголки планеты, где говорят о том, как просветление помогает современному человеку достигать своих целей.
Эту канитель я называю потребительской духовностью. Я понимаю, что иногда хочется верить в то, что если всё делать правильно, то мир будет поворачиваться к тебе только своими белыми и пушистыми сторонами. И если ты приехал из далёкого паломничества и в твоём сердце поют ангелы, то человек, болеющий гриппом, никогда не чихнёт в твоём присутствии. Сломанный стартер в автомобиле найдёт подходящий закон физики, чтобы автомобиль таки завёлся и поехал. Птичка, сидя на проводе над твоей сияющей головой, сообразит, что нужно подвинуться на полметра в сторону и сделать свои дела на твоего очевидно менее духовного соседа.
Есть мнение, что у хороших, добрых, умных, духовных людей не должно быть никаких проблем. В частности, они никогда и ничем не должны болеть. Они не должны ошибаться, а при отправлении естественных нужд они должны извергать из себя апельсиновый сок и крупную клубнику. Если у человека, которого я полюбил, и которого назвал духовным, образовались проблемы, то этим самым он предаёт моё светлое желание видеть в нём ориентир для глянцевой безупречности, когда птички делают мимо, а деньги — это награда за добрые мысли.
Мы тянем из себя жилы этой глянцевой безупречностью, пытаясь соответствовать навязанным стандартам духовности, успешности и счастливости. И чем дальше мы эти жилы тянем, тем больше начинаем походить на того Мюнхгаузена, шансов у которого вытянуть себя из унылого болота — ноль. Эти титанические усилия не приводят к результату, потому что они по сути своей сотканы из нежелания жить реальной жизнью и из желания сбежать от того, чтобы иногда (не всегда) прикладывать для достижения своих целей не только галлюцинаторные добронамеренные усилия, но и вполне реальные, деятельные, трудозатратные, некомфортные, но усилия очень честные и настоящие.
Если вдуматься, то разрешённая для себя личная открытая уязвимость — это невероятно парадоксальная дорога к тотальной, но не глянцевой, а настоящей безупречности. Чтобы стать лучше, нужно разрешить себе (и другим) быть хуже. Впустите плохое в вашу жизнь, чтобы сделать возможным хорошее. Одно не бывает без второго. Между прочим, существуют вполне академичные исследования, говорящие о неэффективности огульного позитивного мышления, например, в бизнесе. Отворачиваясь от проблем и рисуя перед собой только лишь радужные картинки, не тратя неприятных минут на анализ негативного развития событий, мы ведём систему к печальному концу, который, конечно, нам удастся талантливо переформулировать в весёленьких тонах.
Есть версия, что для того, чтобы получить желаемое, нужно обложиться глянцевыми ориентирами этого желаемого и вытягивать себя из тоскливого болота, разглядывая эти ориентиры и думая о них. Сам по себе этот способ, этот образ совершенно безумен, посмотрите на него со стороны и отбросьте в сторону — он создан поколениями несчастных Мюнхгаузенов всех рас и полов. Это не для вас. Для полного счастья надо сделать невероятно простую вещь, которую не делаешь именно в силу её невероятности, потому что не может же быть так, чтобы счастье было так близко и так просто.
Для счастья надо просто взять всё как есть и ни с кем и ни с чем не сравнивать ни себя, ни других
Для счастья надо просто взять всё как есть и ни с кем и ни с чем не сравнивать ни себя, ни других. Вы несравненны! Если вы видите свет во мне — это ваш свет. Вы смогли его разглядеть в моих текстах, сказках, видео, в моих словах, семинарах, в чём угодно — браво! Это не только моя, но и ваша заслуга. Повторяю: если вы видите свет во мне — это ваш свет. Впрочем, если вы видите во мне тьму, то она, конечно же, не ваша, а моя. Я же заболел-то.
Не сравнивайте меня с вашими представлениями о духовности, доброте и здоровье, увольте от этих сравнений меня и, главное, себя. Вы несравненны! Поживите с этим чувством одну минуту глубоко и по-честному, и оно останется с вами навсегда! Вы несравненны, понимаете?! А уж я-то какой несравненный! Между прочим, гораздо несравненнее вас!
Если серьёзно, то я беру всё, что приходит и учусь быть живым и здоровым до самой смерти, чего (первого, а не второго) и вам желаю! Это мой, сугубо личный процесс наделения смыслами всех приятных и неприятных событий в жизни. Попав в больницу, я полночи думал об этом. Я беру уроки и советую брать их вам. Урок такой — я не виноват в том, что заболел. Вы не виноваты в том, что птичка или стартер сделали бяку. Можно думать, можно искать и находить смыслы во всех событиях — это очень полезно и человечно. Вы можете сами наделить весьма творческим способом все бытовые случайности самыми неслучайными свойствами, которые будут говорить с вами, учить вас. Но делайте это для себя. Вы никогда не угадаете ничего подобного для другого человека, а все ваши попытки будут неделикатными и убогими.
Потребительская духовность ищет только лёгкие пути, ищет незаслуженные чудеса и нарциссичные награды только лишь за то, что адепт потребительской духовности точно знает, что он потрясающе замечательный человек и именно поэтому все блага этого мира очевидно должны достаться ему без особого труда. Он смотрится на себя и видит одного себя, не только глядя в зеркало, но и глядя в вас. И если с вами что-то не так, он вам этого не простит, ему срочно нужно исправить это, потому что речь никогда не идёт о вас, а всегда только о нём.
Прошу вас, друзья, не обвиняйте и не сравнивайте. Ни себя, ни других, ни меня. Это счастье, когда вы несравненны. Со мной всё будет в порядке, я справлюсь и выйду из больницы сильнее и целостнее, спасибо за беспокойство. Но дело-то ведь не во мне, а в вас, вы же читаете этот текст, он течёт для вас сейчас. Пожалуйста, позаботьтесь о том, чтобы не тянуть из себя жилы, чтобы не наделять других людей (и себя) безумными глянцевыми свойствами. Будьте ближе к реальности. Тут хорошо, в общем-то.
А ещё, почитайте на досуге книгу «Благодать и стойкость» Кена Уилбера. Там об этом гораздо лучше сказано, чем помогает человеку болезнь и чем ему мешают сравнивающие себя и других с выдуманными шаблонами благонамеренные доброжелатели.