Обладают ли деньги природой Будды?

Обладают ли деньги природой Будды?

 

В современном обществе вывернуты наизнанку представления о богатстве как о человеческом достоинстве. Я думаю, что по-настоящему богатым человеком является не тот, кто много взял себе, а тот, кто способен много отдавать другим. Эта способность — щедрое сердце, духовное богатство человека. Оно остаётся в вечности, оно составляет главное наследие человечества. Оно не обесценивается в кризисы, оно не подвержено инфляции, оно дорожает быстрее драгметаллов и валют. Его мы назовём богатством второго типа, поскольку эволюционно оно возникло позднее первого, алчного и жадного накопления материальных благ.

Задумайтесь: люди — ещё не вполне разумные существа. Мы часто просто пользуемся умом для рационализации и реализации своих животных страстей. Людьми управляют бессознательные архаичные эмоции, страх, чувство вины и жажда наживы. Этим подъёмам и спадам внутренних состояний наш ум угодливо подсовывает подобие логичных причин. До настоящего разума нам ещё далеко. Способность к пониманию высокой ценности богатства в духовном измерении отличает действительно разумного, осознанного человека. Способность ценить смыслы больше, чем вещи, является признаком настоящего разума.

 

Способность ценить смыслы больше, чем вещи, является признаком настоящего разума

 

Богатство материальное измеряется много легче духовного, люди придумали для него множество шкал и статусных ступеней. Ценность духовного богатства не очевидна и трудно измерима, но «сколотить» своё внутреннее состояние столь же важно, как и внешнее. К сожалению, деньги из относительного и переходящего из рук в руки мерила человеческой энергии, благодарности, качества труда превратились в самостоятельную ценность. Об этом богатстве первого типа много и хлёстко пишет Виктор Пелевин: в его «Поколении „П“» люди восторгаются свидетельствами собственности произведений искусства, самих же картин на выставке нет.

Спросите любого человека, способного грамотно и эффективно продавать, и он скажет вам, что никому не нужны сами по себе котлеты, — все покупают не их, а ожидаемый звук, с которым они вскоре будут шкворчать на сковородке. В действительности, люди гораздо выше ценят не вещественные блага, а те чувства, радости и смыслы, которые они несут с собой. Говорят, что мы являемся духовными существами, переживающими материальный опыт, а не наоборот. Мы создаём нагромождения вещей только для того, чтобы почувствовать, понять, пережить что-то внутри. Именно это переживание является настоящей ценностью и целью. И именно поэтому анекдотический новый русский возвращает в магазин бракованный ёлочные игрушки, брак которых в том, что они «не радуют».

25-Buddha-And-Money

 

Ваша ценность как личности не измеряется теми ценными вещами, которые временно находятся в вашем владении. Однако люди копят деньги и стремятся уйти в могилу с бо́льшим количеством игрушек. Но любое материальное богатство – временный тлен. Как сказано в Библии, его точит время и крадёт вор. Богатство второго типа состоит из нетленных и нематериальных смыслов, которые будут жить много лет после того, как не станет вашего тела, но люди не забудут вашего имени, если вы смогли запечатлеть в тексте, в музыке или живописи путь, который выжгла в этом мире Божья искра, горящая в вас. Этот путь есть всегда, он горит жизнями всех людей. Вопрос лишь в том, что вы больше цените, насколько по-настоящему значимо то, что вы считаете своим богатством.

Поэтому истинно богатым может считаться человек, способный отдавать, способный творить и создавать в людях новые духовные переживания и смыслы. Предчувствуя возможность такого богатства, люди стремятся стать режиссёрами, артистами, композиторами, художниками, писателями, психологами, тренерами и коучами, — им важно собирать своё золото не только и не столько на земле, сколько на небе. Корыстное общество богатства первого типа пытается выровнять их под своё прокрустово ложе, заставляя сравнивать себя с «успешными» людьми, восторженно бряцающими статусными побрякушками, цена которых на небе — грош.

Но.

Не стоит оправдывать отсутствие денег своим исключительным духовным богатством — это нарциссическая, позорная позиция, бегство от реальности. Одно другому не мешает: я уверен, что вы знаете множество людей, богатых многосторонне, то есть и духовно, и материально, без конфликта на этом поле. Повторюсь — богат не тот, кто много взял, а тот, кто способен много отдать, то есть качественно реализовать вовне мощный поток нематериального счастья, льющегося сквозь него на других людей. И если денег нет, то поток этот скудеет стремительно и необратимо. Как пишет тот же Виктор Пелевин: «Без денег зло побеждает в течение двух-трех дней, это проверенный факт». Просто сравните два варианта духовного богатства — то, которое уверенно подкреплено серьёзным количеством денег и то, которое гордо накачивает пузырь своей значимости в условиях тотальной бедноты. Какое из них сможет реализовать большую духовную щедрость, сможет больше отдать себя людям, развернуть поток человеческого счастья?

 

Богат не тот, кто много взял, а тот, кто способен много отдать

 

Имеет смысл восстановить изначальный смысл денег как того относительного и переходящего из рук в руки мерила человеческой энергии, благодарности, качества труда. Имеет смысл учиться находить возможность естественного оборота денег вокруг ваших знаний, практик, смыслов и творчества именно для того, чтобы у вас была возможность делать это интереснее, лучше, чтобы это стало реальным для большего количества людей. Не привязываясь к деньгам, не делая из них цели, умейте ценить их как прекрасное средство, катализатор для вашей собственной самореализации на благо других людей.

Не стесняйтесь брать деньги за свои услуги, относясь к этому вопросу индивидуально и творчески. Стремитесь к многогранному, интегральному — внутреннему и внешнему, индивидуальному и коллективному — благосостоянию. Перечитайте «Правильные баксы» Кена Уилбера. Пусть деньги служат тому, чему служите вы сами — возможности для всех радоваться тоньше, глубже, умнее, душевнее. Да, многие современные способы активного заработка окрашены жадностью, корыстью и примитивной убогостью — запахами богатства первого типа — и это, возможно, отталкивает нас. Имеет смысл создавать новые разумные и экологичные формы усвоения навыков получения от мира денег и других материальных благ, — этого катализатора для развития всего, что вы так цените. И помощью вам будет ваша непривязанность к деньгам в качестве цели, потому что вы знаете, для чего они нужны вам, в качестве средства.

Отвечая же на вопрос из заголовка статьи, можно сказать так: нет, деньги не обладают природой Будды. Но Будде не грешно знать природу денег и грамотно владеть этой природой на благо всех живых существ.

25-Happy_buddha1 (1)

P. S.

В качестве новогоднего подарка я выложил в открытый доступ почти все видео-материалы, накопленные за три года чтения лекций и проведения семинаров и тренингов. Подробности здесь: http://​balyaev​.ru/

Поздравляю вас! Желаю вам хранить свои сбережения в валюте, которую не способно украсть у вас ни одно правительство и вообще ни один человек!

Желаю вам накапливать богатство, не подверженное инфляции, а наоборот — дорожающее с каждым днём!

Желаю вам иметь доступ к настоящим и самым долговечным ценностям, которые будут радовать вас, ваших детей и внуков!

Любая вещь и валюта тленна и только смыслы — вечны. Ищите, создавайте и дарите смыслы, друзья!