Статьи

Говорящие головы без тела — вот что они хотят видеть!

Это очень ценная цитата из книги Кена Уилбера «Один вкус». О том, кого люди хотят видеть своими мудрецами.   Одна из многих причин тех затруднений, которые вызывает у нас понятие «неэгоистичность», состоит в том, что люди хотят, чтобы «неэгоистичные мудрецы» соответствовали их представлениям о «святости» или «духовности», которые обычно означают полное отсутствие плотских желаний или побуждений и постоянную милую улыбку . Люди хотят, чтобы святые обходились без всего того, что обычно заботит их самих — денег, еды, секса, взаимоотношений, желаний, — они хотят, чтобы «неэгоистичные мудрецы» были «выше всего этого». Говорящие головы без тела — вот что они хотят видеть. Они считают, что религия попросту избавляет от всех более основных инстинктов, влечений и отношений, и потому они обращаются к религии не за советом, как жить с воодушевлением, а за тем, чтобы избегать такой жизни, подавлять и отрицать ее, спасаться от нее. Иными словами, типичный человек хочет, чтобы духовный мудрец был «в меньшей степени человеком», каким-то образом лишенным всех тех беспорядочных, пикантных, сложных, пульсирующих желаний, побуждений и сил, которые движут большинством человеческих существ. Мы ожидаем видеть у мудрецов отсутствие всего, что движет нами самими! Мы хотим, чтобы мудрецов совершенно не касалось все то, что нас пугает, сбивает с толку, мучает, ставит в тупик. И именно это отсутствие, эту пустоту, эту «менее чем человечность» мы обычно подразумеваем под «неэгоистичностью». Но «неэгоистичность» не означает «меньше, чем личность», она означает «больше, чем личность», все нормальные личностные качества плюс некоторые надличностные. Подумайте о великих йогах, святых и мудрецах — от Моисея до Христа и Падмасамбхавы. Они были не робкими слабаками, а энергичными вождями и инициаторами решительных действий — от изгнания торговцев из храма до...

Духовное взросление

Одна из основных проблем послеподросткового взросления мужчин и женщин в современном обществе является насильственная узурпация религиозными институтами вопросов духовного развития. Для пострационального мышления очевидны убогие костыли религиозного догматизма, но за неимением очерченных карт и проверенных смысловых пространств на новом этапе развития, люди могут ошибочно вступить на путь маргинализации своих взглядов, следуя за поверхностными и недоброкачественными идеями. Мы должны освободить духовность из прокрустова ложа обязательной к безоговорочному усвоению религиозной мифологии, чтобы создать условия для свободного творческого развития наших новых духовных ориентиров. Удивительным союзником пострационального мышления является форма здорового атеизма в его скептической части, направленной на высмеивание догматической религиозности. Воинствующий атеизм, однако, слепо нападает и на формы духовного пробуждения, на глубокие мистические переживания, сводя их лишь к форме религиозного опыта, но здесь следует провести границу — мы видим недостатки не только закостенело религиозного, но и алчного материального мышления. При этом, используя рациональный ум по назначению, превосходя его и используя как надёжный, но не единственный инструмент, мы можем формировать для себя новые смысловые пространства, в которых отметаются маргинальные выдавания желаемого за действительное, и в которых духовное и материальное не только не спорят друг с другом, но и являются потрясающе красивой формой естественной взаимообусловленности, являются двумя лицами Вселенной, двумя направлениями эволюции. Каждое новое достижение на линии материальных форм является основанием для развёртывания новых форм сознания и наоборот. Мы более не видим конфликта между наукой и духовностью, даже если они по отдельности ещё продолжают воевать друг с другом. Мы строим новую идеологию взросления, в которой более не нужно стесняться своей духовной глубины, в которой не нужно отвергать свой рациональный ум, в которой нет необходимости выполнять мифические ритуалы и настаивать на простых решениях там, где...

Птичка на проводе, или вольное эссе о потребительской духовности

  Удивительное дело: стоит только заболеть и честно сознаться в этом, как люди делятся на два неравноколичественных класса. Первые просто говорят: «Выздоравливай, Анатолий!», а вторые… Ох уж эти вторые… Вероятно, вы слышали о том, что мысли материальны и что по «закону притяжения» плохое случается только с теми, кто думает о плохом, и наоборот — что блага достаются в этом мире за усердные благие помыслы. Возможно вам встречались люди, утверждающие, что знают, как удвоить сумму наличных сбережений за неделю, медитируя всего по 10 минут в день. Я уверен, что вы знаете людей, которые любят говорить о том, что в древние времена наши предки могли управлять законами природы, лечили наложением рук и жили по несколько сотен лет. В книжных магазинах растут полки с эзотерической литературой по решению практических задач, а в интернете активно продвигаются особо результативные духовные практики, позволяющие достичь самадхи уже через неделю. Бизнесмены и психологи собираются на конференции по осознанности, ездят на ретриты в экзотические уголки планеты, где говорят о том, как просветление помогает современному человеку достигать своих целей. Эту канитель я называю потребительской духовностью. Я понимаю, что иногда хочется верить в то, что если всё делать правильно, то мир будет поворачиваться к тебе только своими белыми и пушистыми сторонами. И если ты приехал из далёкого паломничества и в твоём сердце поют ангелы, то человек, болеющий гриппом, никогда не чихнёт в твоём присутствии. Сломанный стартер в автомобиле найдёт подходящий закон физики, чтобы автомобиль таки завёлся и поехал. Птичка, сидя на проводе над твоей сияющей головой, сообразит, что нужно подвинуться на полметра в сторону и сделать свои дела на твоего очевидно менее духовного соседа. Есть мнение, что у хороших, добрых, умных, духовных людей не должно быть никаких проблем. В частности, они никогда и ничем не должны болеть. Они не должны ошибаться, а при отправлении естественных нужд они должны извергать из себя апельсиновый сок и крупную клубнику. Если у человека, которого я полюбил, и которого...

Сердце против Ума!

Я очень хорошо понимаю эту тему — искреннее нежелание человека, вставшего на Путь, спорить с теми, кто тыкается впотьмах. Но даже эта глубокая радость Призвания не вечна, она эволюционирует, разворачивается и одно из следствий этой эволюции — сомнение и стремление учиться. Тогда можно отступить к способности ума классифицировать, выделять главное, не бояться сложных задач. Потому что иначе Путь костенеет и становится узурпатором на службе эго, порождая религии, ритуалы, выкапывая колею, с которой невозможно свернуть, которая не способна на гибкость и не может уже вести многогранных людей к их многообразным целям. Ничто не стоит возводить в Абсолют, даже Абсолют. Потому что всегда и везде только живая эволюция, карающая гигантских динозавров в угоду пушистой млекопитающей мелочи. В контексте развития иногда говорят, что ум нужно отбросить. Да. Ум, в сущности, не нужен. Его можно отбросить и жить сердцем. Сердцем решать дифференциальные уравнения, проектировать жилые здания и мосты, назначать лекарства и делать операцию на сердце, рассчитывать курс самолёта. Много чего можно делать сердцем. Но не нужно. Имеет смысл, в том числе и глубоко мистический, сердечный смысл гармонизировать данные нам инструменты — тело, ум, душу и Дух. На этой иллюстрации изображено патологическое развитие. Но если эту картинку продолжить (или присмотреться к деталям), то можно увидеть, как решающие влияния сердца и ума чередуются, увеличиваясь в размерах. Есть время отбрасывать ум и есть время собираться с ним. Есть время приглушать голос сердца и прислушиваться к нему. Такие растущие волны чередования ума и сердца разворачивают нашу способность решать всё более и более важные задачи. Покой нам только снится и он нереален. Реальны только изменения. Любая стабильность является предостерегающим фактором — пора искать возможность омолодить себя новым витком...

Вам саночки или ехать?

Моему сыну одиннадцать лет, он учится планировать время и выделять его на занятия, одни из которых ему очень нравятся, а важность и необходимость других он не понимает. Перед нами, как перед родителями встал вопрос мотивации. Всегда ли нужно делать только то, что хочешь? Чем оправдать насилие над собой в выполнении не самых приятных и любимых задач? Можно ли делать с желанием то, что делать не желаешь? Как выбирать задачи, распределять силы, как захотеть хотеть по собственному хотению? Зимой мы с моим сыном очень любим кататься с большой ледяной горы, которая есть в парке неподалёку. Когда сын был маленьким, он, как и все дети, видел плюсы и минусы только этой минуты жизни и не умел пока заглядывать вперёд. Весело скатившись с горы, ему не нравилось тянуть за собой вверх санки, тем более, что гора у нас действительно классная, потому что большая. Он упрашивал меня тащить и его санки тоже, и мечтал, чтобы «как в тот раз» я как-нибудь затащил вверх санки с восседающим на них сыном. Теперь сын большой и тема «любишь кататься, люби и саночки возить» усвоена, понята и принята даже не как неизбежное зло, а как нормальное свойство окружающей реальности. Недавно мы с ним снова катались с той же горы и вместе наблюдали картину из собственного прошлого — маленький мальчик уговаривает папу отвезти его наверх на санках, а папа произносит эту сакральную поговорку, обучающую нас с детства закону единства противоположностей. Иногда люди ощущают в себе то, что им хочется назвать недостатком мотивации. Иногда люди ощущают в себе то, что им хочется назвать недостатком мотивации. Человек бывает не способен «заставить» себя делать шаги, им самим же осознанные как необходимые....

Чёрное зеркало

Вчера вечером мы посмотрели фильм «ЛЕВИАФАН». Он не отпускал меня спать ночью, разбудил мыслями о себе сегодня утром и, по всей видимости, будет ещё долго идти вместе со мной. Это очень хорошо, потому что мысли, возникающие на этом фоне мне нравятся — они настоящие и честные. Чтобы не отвлекаться в дальнейшем, сразу скажу буквально несколько слов любителям сказок о вселенских антироссийских заговорах. Я не думаю, что фильм Звягинцеву заказали коварные злые гоблины американцы, чтобы очернить наш славный светлый народ, состоящий из феечек и феев. Способность нации производить самокритичные и провокационные пощёчины самой себе это признак здоровья. Американцы, наряду с глянцевыми комиксами о придурковатых, звёздных и полосатых железных людях рождают фильмы наподобие «Своего человека» с Аль Пачино и Расселом Кроу (http://www.kinopoisk.ru/film/467/ ). Его, кстати, стоит посмотреть всем либералам, верящим в то, что там у них свобода слова. Свободы слова нет ни в одной стране, её нет нигде, кроме вашей собственной головы и запретить вам говорить не может никто, кроме вашего собственного страха. Бред об иллюминатах из ФРС, о плане Даллеса, о кощеях Ротшильдах, чёрный глаз которых слепит светлый образ матушки России, никак не встанущей, но постоянно встающей с колен, этот бред я слушать не хочу, но свободное слово доносит его до меня и заставляет реагировать. Фильм Звягинцева — прекрасная иллюстрация цитаты Виктора Пелевина о том, что антироссийский заговор, без сомнени, существует — беда только в том, что в нём участвует всё взрослое население России. Дальше, собственно мой отзыв, который, я надеюсь, прочтут мои друзья, имеющие чуть более сложное, не чёрно-белое, а многогранное мышление. Фильм этот сложен, не прост, а потому замечателен своей способностью пробуждать. Всё, что в нём есть, могло...

Эволюция лидера

  Помните притчу про лягушку, которую медленно нагревают на огне и которая успешно превращается во французское лакомство, не замечая и поэтому не жалея об этом? Посмотрите вокруг — видите такие странные маленькие поднимающиеся кверху пузырьки? Это нас варит время. И оно сварило бы нас аккурат к старости в нормальном и спокойном режиме, если бы Богу не пришла в голову идея «прибавить огоньку» и посмотреть, что из этого получится. Теперь уже становится заметно, как мир вокруг уплотняется, время сгущается, события происходят существенно быстрее, чем раньше. Наши отцы и деды бережно пользовались одним и тем же инструментом несколько десятилетий. (А вы уже выбросили видеомагнитофон, или он ещё пылится на полке вместе с кассетами? А сколько раз вам приходилось доучиваться в вашей профессии, только чтобы оставаться на плаву?) Тут напрашивается призыв: «Срочно все выпрыгиваем из кастрюльки!» Но вот вопрос: куда выпрыгивать, если вокруг всё кипит? Выходов, как обычно, два. Первый — нужно эволюционировать и вылезти на сушу, а второй — эволюционировать и научиться непринуждённо и с удовольствием плавать в замечательно тёпленькой водичке. Теперь выведем за скобку общий множитель — эволюцию — и продолжим разговор. Тут мы видим явным образом как недостаток, так и достоинство объяснения чего-либо при помощи метафоры. Достоинство состоит в том, что вы в целом поняли, что хотел сказать автор, а недостаток — в том, что мало кто хочет всерьёз и надолго чувствовать себя лягушкой-мутантом. А мы и не будем. Мы возьмём только идею эволюции, идею крайне необходимой личностной трансформации для того, чтобы оставаться активной личностью внутри нового стремительного времени. Сегодня как никогда становится очевидным, что реальны в нашей жизни лишь изменения; любое постоянство иллюзорно Сегодня как никогда становится очевидным, что реальны в нашей жизни лишь изменения; любое постоянство иллюзорно. На наших глазах изменяется всё: подходы к образованию, бизнесу, социальной ответственности, к политике, к персональному развитию. Наши дети растут в условиях тотальной информационной свободы, они имеют неограниченный доступ к знаниям и опыту, формируют непредвзятое отношение к политике, критически относятся...

Настоящий Я

Если пристально рассмотреть, а скорее — прислушаться к внутреннему пространству мыслей, чувств по поводу мыслей и мыслей по поводу чувств, то очень быстро выясняется, что там, а точнее — тут очень много не моего, чужого, наносного, внешнего. Почти что всё. Я перекладываю с места на место чьи-то ожидания, требования, установки, правила и мнения. Люди, прожившие не мою жизнь и коснувшиеся меня лишь несколькими днями, часто высказывались о моих действиях или бездействии так, словно бы они знают меня достаточно глубоко и в состоянии сформулировать что-то действительно адекватное моей ситуации. Я говорю не только о негативных, но и о позитивных оценках — и разочарования, и восторги одинаково поверхностны и относительны, если они исходят от людей, даже не приступивших кушать вместе со мной соль. Должен ли я учитывать эти мнения? Конечно, если хочу ориентироваться и достигать свои цесли. Должен ли я СОСТОЯТЬ из этих мнений? Нет. Но из чего я состою? Что определяет моё самочувствие? Как прекратить бубнёж в действительности никак не поддерживающих чужих восхищений и не способных разрушить чужих осуждений, не способных ничего изменить ИМЕННО потому, что они — чужие? Если всякое мнение обо мне в действительности говорит только о том, из чьих уст исходит, то как эти мнения вообще могут составлять настоящего меня? Никак! Потому я имею очевидную возможность и естественное право прямо сейчас сам наполнить себя своими смыслами, ценностями, планами, чувствами. Я сделаю это, создав предельно тишайшую тишину и полную темноту. А потом я заполню всё своим светом и своей музыкой. И ты так сделай, друг. Если я или кто-то другой высказывались по тебе, не бери в голову. Наша любовь и нелюбовь к тебе это лишь фон, призванный выгодно...

Обладают ли деньги природой Будды?

  В современном обществе вывернуты наизнанку представления о богатстве как о человеческом достоинстве. Я думаю, что по-настоящему богатым человеком является не тот, кто много взял себе, а тот, кто способен много отдавать другим. Эта способность — щедрое сердце, духовное богатство человека. Оно остаётся в вечности, оно составляет главное наследие человечества. Оно не обесценивается в кризисы, оно не подвержено инфляции, оно дорожает быстрее драгметаллов и валют. Его мы назовём богатством второго типа, поскольку эволюционно оно возникло позднее первого, алчного и жадного накопления материальных благ. Задумайтесь: люди — ещё не вполне разумные существа. Мы часто просто пользуемся умом для рационализации и реализации своих животных страстей. Людьми управляют бессознательные архаичные эмоции, страх, чувство вины и жажда наживы. Этим подъёмам и спадам внутренних состояний наш ум угодливо подсовывает подобие логичных причин. До настоящего разума нам ещё далеко. Способность к пониманию высокой ценности богатства в духовном измерении отличает действительно разумного, осознанного человека. Способность ценить смыслы больше, чем вещи, является признаком настоящего разума.   Способность ценить смыслы больше, чем вещи, является признаком настоящего разума   Богатство материальное измеряется много легче духовного, люди придумали для него множество шкал и статусных ступеней. Ценность духовного богатства не очевидна и трудно измерима, но «сколотить» своё внутреннее состояние столь же важно, как и внешнее. К сожалению, деньги из относительного и переходящего из рук в руки мерила человеческой энергии, благодарности, качества труда превратились в самостоятельную ценность. Об этом богатстве первого типа много и хлёстко пишет Виктор Пелевин: в его «Поколении „П“» люди восторгаются свидетельствами собственности произведений искусства, самих же картин на выставке нет. Спросите любого человека, способного грамотно и эффективно продавать, и он скажет вам, что никому не нужны сами по себе котлеты, — все покупают не их, а ожидаемый звук, с которым они вскоре будут шкворчать на сковородке. В действительности, люди гораздо выше ценят не вещественные блага, а те чувства, радости и смыслы, которые они несут с собой. Говорят,...

Живым или мёртвым?

Смерть мифического Бога, а точнее его аннигиляция под пристальным оком взрослеющего разума, становится по началу восхитительной свободой, а потом оборачивается разрушительной бездушностью. Атеисты на TED так остроумно и обоснованно критикующие религиозное самосознание выглядят бледно и блёкло рядом с другими спикерами, особое свечение глаз которых выдаёт их контакт с радостью творческого Присутствия. Концепция Бога, которую давно уже пользуют все мировые религии, стремительно устаревает, становится очевидны её невротические костыли, которые, однако, спасли и продолжают спасать многих из нас от нас же самих, от нашей алчности и жестокости. Восхитительно воистину чудесное исцеление, случающееся от понимания ненужности старых костылей. Никто не смотрит на тебя с неба, никто не судит тебя поминутно, никто не принесёт тебе твою жизнь на каёмистой тарелочке. Это добавляет энергии и сил — простое понимание того, что Богом в твоей голове служили голоса родителей и общественных устоев, которые можно и нужно учитывать, но вовсе не нужно обожествлять. Теперь всё зависит только от тебя и это замечательно, это сильная взрослая позиция. Но потом происходит ещё одно чудесное исцеление и Всемогущий Ум подписывает добровольную капитуляцию перед тополиным пухом, сквозь который невозможно пройти, не потеряв всего себя прежнего, потому что он живой в тысячах ярких взаимосвязанных огоньков. Пушинки зажигаются, появляясь из пустоты на ярком солнце, вылетая из отвесной тени жилого дома, и тебе нужно пройти сквозь эту границу света и тьмы, жизни и смерти, пройти и не заплакать на глазах спешащих мимо людей. Потому что с каждым твоим шагом рождаются и умирают звёзды, и ты не знаешь, что там, за границей, а всё равно идёшь и понимание того, что все эти смыслы создал ты сам, ещё усиливает переживание бесконечной взаимосвязанности всего со всем....

Живые струны человеческих душ

Однажды у Марка Твена я обнаружил интересное наблюдение. Вот как его слова звучали в моей голове, пока я не решил найти оригинальную цитату: «В семь лет я боготворил своего отца. В четырнадцать я считал его круглым идиотом. Ещё через семь лет, когда мне шёл двадцать первый год, я удивлялся тому, как поумнел мой папаша!» У Твена нет слов о семилетнем возрасте, а его слова о четырнадцати годах ещё резче.1 Моя память сформировалась именно так по причине того, что меня иногда называют идеологом взросления — я занимаюсь этапами становления человеческой личности и систем, которые создают люди. Зная эти этапы, можно осознать себя и свою жизнь как направленный, целостный путь развития, можно точечно восстановить в себе упущенные навыки для жизни, можно уверенно планировать гармоничное воспитание ребёнка, можно наращивать внутреннее и внешнее богатство, собирая сокровища на земле и на небе, можно выстраивать большие и малые человеческие системы так, чтобы каждый человек находился там на правильном месте, имел правильную задачу и делал лучшее, на что способен. Слово «образование» имеет корнем слово «образ». Формирование нашего образа происходит всю жизнь и худшее, что может произойти с человеком, это иллюзорная уверенность в том, что ему нечему больше учиться. Действительно, образование как пожизненный процесс имеет несколько отчётливых фаз. Они не выглядят иногда последовательными этапами, а походят, скорее, на школу игры на разных струнах души. Доступ к этим струнам открываeтся для нас последовательно, но учиться качественно играть на каждой струне, учиться извлекать стройные аккорды из нескольких струн мы можем всю свою жизнь. Первая струна. Мы рождаемся беспомощными существами, неспособными выжить без родительской помощи. Первая наша наука — научиться владеть своим телом, осознать наличие базовых способов удовлетворять потребности организма, извлекать из него удовольствия и избегать боли. Мы не можем жить, не освоив этой струны, нам крайне трудно действовать в мире, если аккомпанемент нашего тела нарушен. Вторая струна. В самом раннем детстве мы сотканы...

Люди — не разумные существа

Такое чувство, будто я опять всё понял. Пройдёт. Помнится пару месяцев назад я писал, что люди не разумны. Они пользуются умом и речью для рационализации, для искусственного осмысления безраздельно владеющих ими эмоций, состояний, желаний, социальных и личных установок. Если есть повод радоваться, то всё хорошо, а если в душе или в теле болит, то всё плохо. Мы идём на поводу любого ожидания радости и бежим от неприятностей. Испытав единожды удовольствие от удовлетворения телесных нужд, от понимания близких, от победы над врагом, от морального превосходства, от интеллектуального решения сложной задачи, от творчества и служения, от потокового состояния и духовного экстаза — мы стремимся это повторить, усилить и углубить, идя на поводу вновь открывшихся всё более утончённых радостей. Это принципиально ничем не отличается от поведения, скажем, коровы, с той разницей, что корова бежит от боли, ест траву и даёт молоко, а мы бежим от несчастий, едим корову и выдаём… Что мы выдаём и кому? В результате нашего хождения по мукам, в результате жутких внутренних противоречий и «когда б вы знали из какого сора» мы выдаём нечто более значимое и по-настоящему целостное и разумное, чем мы сами. Мы выдаём смыслы. Выводы, объяснения, правила, теории, религии, опыт, творчество, искусство, науку, духовность, понимания, формулировки. Они рождаются посредством нас, они живут через нас, они переживают нас, владеют нами, они борются друг с другом, они эволюционируют, становятся сложнее и прекраснее. Взяв любое большое смысловое пространство, вы найдёте в нём разумность. Взяв любого адепта этого пространства, вы найдёте в нём противоречивость, сомнения, нелогичность, вред наряду с пользой, искренностью и любовью. Человек всегда будет несовершенен. Но плоды его жизни могут и стремятся быть много прекраснее его. Прислушайтесь к...

Маша и медведь

Недавно мне прислали вот этот ролик с просьбой прокомментировать: Выскажусь как сказочник. Я не согласен с установками автора комментариев фильма относительно роли женщины в семье и обществе. Я не согласен с необходимостью не критично и насильственно насаждать архаичные ценности в их синтетической современной «первозданности» (хотя я считаю национальное славянское культурное возрождение исключительно ценным и важным). Я не согласен с тем, что мультфильм «Маша и Медведь» злонамеренно (именно злонамеренно) убивает в наших детях добрые и вечные ценности. Скорее всего авторы просто куражатся. Но. Я согласен с тем, что метафоры мультфильма часто действительно безответственны и служат в большей степени целям развлечения. Задача мультфильма — во что бы то ни стало рассмешить зрителя. В этом нет ничего дурного, но в чём-то авторы критики правы. Советские мультфильмы умудрялись сочетать забаву и обучение эффективным личным и социальным стратегиям. А именно этого последнего в мультфильме практически нет. Метафорический паттерн сюжета однообразен — ребёнку обильно показывают то, как поступать не нужно. В этом есть своя польза — диссоциированно, метафорически закрываются агрессивные гештальты в адрес родителей. Соединившись с главной героиней ребёнок имеет возможность взорвать, поджечь, испачкаться, сломать и т.д. И всё равно он любим и принимаем. Интересен образ Медведя. Это действительно отцовский образ. По всей видимости Медведь-папа разведён с мамой Маши (которую вовсе нигде не видно), и девочка уходит в его доме в отрыв относительно строгих установок матери. Медведь этот по началу весьма раздражён появлением Маши, он не хочет её пускать в свою обустроенную заново холостяцкую жизнь. Он словно бы вынужден если не заботиться о Маше, то как минимум не допустить её смерти в огне, в воде, под завалами и т.п. В итоге, в конце каждой серии...

Смысловые облака

Представьте себе большое, живое, движимое внутренними ветрами облако, скажем, жёлтого цвета, накрывшее собой и своими хлопьями половину планеты. Это Христианство. Представьте себе другие большие облака, например, зелёного и синего цвета. Это Мусульманство и Буддизм. Есть облака Атеизма и других форм решения вопроса о субъекте предельной разумности. Эти облака являют собой смысловые пространства, про которые не понятно как сказать — мы ли живём ими, создаём их, они ли живут и овладевают нами. Я прошу вас как-то визуализировать их, чтобы понять некую мысль, которую я хочу донести до вас в конце. Итак, вот они — большие облака, тонкие смысловые пространства, сделанные из идеи, мировоззрения, взгляда на вещи. Если сдвигать перспективы восприятия, то можно заметить ещё много маленьких, больших и даже огромных смысловых облаков совершенно другого склада — Женственность, Мужественность, Родительство, Успешность, Свобода, Экология. Выбирайте цвета сами. Есть облака такие: Лев Толстой, Фёдор Достоевский, Джек Лондон и подобные им. Они созданы мыслями одного человека. Но чаще смысловые пространства создаются многими людьми. Есть облака Россия, Америка, Китай. Огромное облако есть — Деньги. Есть облако Земля, но его размеры, думается, пока меньше, чем, например, у облака про Деньги. Раньше этих облаков над планетой не было. Они рождались и умирали вместе с государствами и народами, формируя эти государства и народы. Смысловые пространства эволюционируют — они борются за выживание, в них возникают полезные и вредные мутации, они воюют за носителей, за человеческие тела, друг с другом, вытесняя слабых и примыкая, соединяясь с сильными. Они совершенно неоднородны, их рвут на части разнонаправленные ветра индивидуальных различий и уникальных интерпретаций. Многих из них почти не осталось на планете, а некоторые доживают свои последние дни — Рабство, Расизм, Телесные Наказания...

150 человек назад

Я хочу предложить вам, друзья, совершить неожиданно короткое, простое и увлекательное путешествие. Прямо сейчас. Вам понадобится знание арифметики и истории на школьном уровне. По окончанию путешествия я обещаю вам ощущение острой личной причастности к судьбам этого мира и чувство значимости всех ваших поступков и планов на будущее. Следствием этого может стать мудрая корректировка этих планов и новая, более эффективная, расстановка приоритетов. В это путешествие вам следует отправиться самостоятельно. Но для примера, чтобы было чем оперировать, давайте возьмём за основу жизнь вашего непокорного слуги. Мне сейчас 42 года. Я родился в 1972 году. Сегодня я решил посмотреть в википедии, что интересного произошло тогда. Вот, что запомнилось: ЦК КПСС готовится к 50-летию СССР, премьера фильма «Крёстный отец», экспедиции на Луну Апполона 16 и 17, выслан в Вену Иосиф Бродский, Уотергейтский скандал в США и отставка президента Никсона, ХХ олимпийские игры в Мюнхене. И много всего другого. Совершенно иная жизнь и другой мир. Теперь давайте отправимся в прошлое, используя в качестве шагов вот эти сорок два года — продолжительность жизни отдельно взятого человека. Ещё 42 года назад был 1930 год. Опять иная жизнь и другой мир. Установлен первый в СССР светофор, набирает темпы коллективизация, Махатма Ганди начинает кампанию гражданского неповиновения, в Лиге Наций Германия и СССР выступили против разоружения, в Великобритании поступают в продажу телевизионные приёмники серийного производства, изобретена фотовспышка. Население Земли всего 2 миллиарда человек. И это всего две моих жизни назад! Идём дальше. 1930 минус 42 будет 1888. Отмена рабства в Бразилии, недавно закончилась гражданская война в США, недавно отменено крепостное право в России, Япония отказывается от политики самоизоляции, скоро начнётся Англо-бурская война из-за найденного величайшего золотоносного месторождения в Африке, Британия воюет в...
Страница 1 из 212