Skip to main content

В человеческом восприятии символично ВСЁ. Мы наделяем смыслами каждый объект в поле зрения. Но сами эти объекты смыслами не обладают — свойством человеческого разума является неравнодушие и способность увидеть за поверхностью некую собственную, человечную глубину. Процесс придания особых смыслов характеризует таким образом не объект, на который мы смотрим в восхищении или в содрогании, а субъекта, самого смотрящего.

Фотографии Джека Стерджеса наделяются смыслами, понимаются людьми в меру их, людей, не испорченности, тут не нужны такие категории, а в меру их глубины, открытости, чистоты, способности видеть и чувствовать что-то более тонкое, нежели генитальная тема. Эти фотографии — символическое зеркало для каждого. Мы видим в них себя, свои проблемы и свои символы.

Кто-то увидит в них свою боль, свой запрет на то, чтобы быть живым, запрет, наложенный жгучим до сих пор травматическим опытом. Нельзя радоваться. Нельзя быть ребёнком. Нельзя быть голым. Нельзя быть естественным. И вместо того, чтобы принять своё страдание как повод для внутренней работы, делается другой, существенно более простой, но постоянно разрушительный выбор. Нужно с праведным гневом отказаться видеть источник боли в себе и быстро найти её виновника вовне. И чем ярче тогда гнев, чем строже взгляд, чем дальше летит слюна, тем с большей уверенностью можно говорить о том, что степень осознанности этого человека крайне мала и воюет он не с фотографиями, а с самим собой, и что он слеп и видит свою боль везде и во всём, и что его самое большое желание — спрятать внутреннюю войну за обилием внешних разрушений. Фотографии Джека Стерджеса напечатаны на лакмусовой бумаге, они способны легко выделить в обществе людей, которым нельзя доверять ни при каких обстоятельствах.

Есть, однако, люди, которые увидят в этих фотографиях свою чистоту и красоту. Нагота — это символ естества и искренности. Ребёнок — символ предельного естества и предельной искренности. Не нужно искать и находить в себе педофила и смотреть его глазами, это не лучший способ смотреть на мир. Есть ещё много «-филов», примерив на себя внутренний мир которых можно испортить себе и не только себе жизнь. Если не пытаться смотреть на фотографии Джека Стерджеса чужими «плохими» глазами, если не сравнивать себя, ввергаясь в неминуемое в таких случаях несчастье, а посмотреть изнутри, глазами хорошими, добрыми — что вы увидите? И разве не можно иногда выйти за рамки жёсткой предначерченной прямоугольными чёрными запретами морали прошлых веков, чтобы разглядеть в простоте ясный взгляд души, для которой просто нет ничего, кроме этого взгляда.

Не нужно, пожалуйста, наделять эти глаза тем, чего в них нет. Не нужно наделять их собственными глупостями. Наделите их тишиной и ясностью и вы, может быть, сумеете больше узнать о себе.

Выставка Джека Стерджеса безусловно состоялась. Это самая лучшая выставка, которую только может пожелать художник. «Мизулины» (Господи, что за архетипный персонаж!) воистину не ведают, что творят, они разрешили посмотреть это всем, они создали условия к тому, что эти фотографии увидели не две сотни посетителей выставки, а многие тысячи гуглящих сограждан. Зло не получается творить. Разве можно ТВОРИТЬ зло? Как не пытайся, всё равно получается что-то в итоге доброе и полезное.