Теория струн

Теория струн

Моя метафора взросления это некая «теория струн», как я её зову в иронии на духовных почитателей квантовой физики. Это о музыке, как о метафоре развития. Сначала, при рождении, у нас есть одна басовитая струна, из которой нам нужно научиться извлекать как минимум ритмичные звуки. Это здоровье и выживание. Затем мы замечаем факт резонанса наших «звуков» с окружающими и, пытаясь войти с ними в контакт, неожиданно находим вторую струну. Только научившись извлекать качественный аккорд из них обоих мы можем получить второй важнейший эволюционный навык — понимание. Это сразу обнаруживает третью струну, учась играть на которой мы узнаём, что можем быть совершенно свободны в выборе своих мелодий. Потом мы поступаем в школу и выясняется, что свобода это не всегда хорошо, потому что наше бренчание диссонирует с окружающими и теперь всем нужно научиться играть одно и тоже, чтобы получилось сильно и громко. Этот принудительный унисон в четыре струны иногда продолжается до нашей старости, а иногда надоедает и хочется освоить действительно виртуозную одиночную игру, которой будут подыгрывать остальные, образуя фон. Это пятая струна, способная принести громкий успех и гастроли. Но, погастролировав по свету и увидев Мир Музыки во всём его многообразии, мы обретаем потребность поставить под вопрос устаревшие законы, по которым строится жизнь и шоу-бизнеса, и филармоний. Это в нас начала искать дорогу к гармонии шестая струна.

Иногда мы забываем о старших струнах и бренчим на одной новой и тогда выходит абсурдная какофония. Иногда одна из струн рвётся и получается некий русский наигрыш на пяти возможных без четвёртой. Иногда мы слышим о том, что струн может быть больше, чем у нас, и мы пытаемся изобразить на доступных нам возможностях свои музыкальные фантазии о будущем.

Только качественный аккорд создаёт новую степень свободы, новую струну. Это о резонансе, о том, что, играя свою музыку, мы получаем отклик от людей, чьи струны резонируют или не резонируют с нашими. Мы учимся не только играть чужие мелодии, но и сочинять свои, даже если нам кажется, что это не так. Мы учимся слышать в себе и в природе Музыку, ценить её красоту, записывать и приводить её в мир, без искажений и потерь. Этому нас может научить та, без кого вообще невозможно извлечь никакой звук. Только беспредельно спокойная и абсолютная Тишина может помочь нам стать настоящими Композиторами.

Второй порядок мышления это о получении навыка формировать струнный оркестр, где каждый участник играет вовремя свою партию. Смычок дирижёра — это седьмая струна. Восьмую он находит, когда получает приглашение во Всемирный Союз Дирижёров и Композиторов. И что-то там будет дальше, потому что Музыка настолько тонка и многогранна, что всякий раз, обретя новую струну, мы понимаем, что и этого мало, чтобы выразить мелодию во всей чистоте, силе, глубине, красоте, живости и душевности!

Сыграйте мне свои мелодии, друзья, играйте так хорошо, как сумеете! Давайте изобразим что-нибудь этакое!.