Skip to main content

Учителя, тренеры, гуру весьма часто подвергаются сексуальному вниманию со стороны своей «паствы», и чем громче имя учителя, тем звонче он обрушивается с вершин народного почитания. По этому поводу у меня есть мысли, способные добавить, как мне кажется, осознанности к этим процессам и сказать несколько слов если не в защиту, то в участливое понимание проблем учителей, тренеров и гуру.

Однажды, на заре моей тренерской карьеры, тему с гуляющими учителями объяснил мне один гуляющий учитель. Помнится, он начал со слов о том, что далеко не всегда человек, подходящий в перерыве и спрашивающий вопрос, в действительности хочет знать ответ. Вопрос здесь именно в природе групповых взаимоотношений, создающих и питающих архаичные мотивы участников учебного процесса. Дело в том, что всякий раз, когда возникает групповой межличностный контекст, на архаичном уровне психики возникает стая. В определённом смысле участники группы начинают считать себя участниками стаи, случившейся ради элементарного выживания, и вовлекаются в борьбу за статусы, т.е. за шансы выжить. И если некто выходит впереди группы и говорит: «Здравствуйте! Сегодня у нас семинар по искусству публичного выступления. Я расскажу вам несколько моделей и мы будем много практиковаться. В процессе наших занятий будут перерывы, когда вы сможете попить чай, кофе. Туалет дальше по коридору», то на другом уровне огромный волосатый альфа-самец влезает на высокий камень, где громогласно провозглашает себя вожаком стаи, бьёт себя в грудь, рычит и топает ногами, привлекая всеобщее внимание.

Все нижесказанные слова о мальчиках и девочках следует воспринимать не только генитально, но и фигурально — речь идёт о мужских и женских векторах, которые имеются в каждом человеке вне зависимости от его пола и желаний. Можно отрицать то, что в мужчине есть Анима, т.е. женская составляющая, но тогда она уходит в тень и действует неосознанно и исподтишка. Точно также и с Анимусом у женщины. Мужчинам в определённые моменты жизни важно быть чувствующим, любящим, ответственным и милосердным. Женщина тоже сможет найти время для стремительной активности, радикальных перемен, бесстрашия и уверенности. Поэтому легче понять всё нижеследующее можно, видя за гендерными словами не физиологию, но тип поведения.

Ещё одна оговорка — текст местами циничен и груб. Если его будут читать участники моих семинаров и тренингов, то хочу их уверить — всё это следует воспринимать как очень деликатную и тонкую тему. Я очень уважаю вас, уважаю ваше развитие и достижения в качестве взрослых и современных личностей. И именно поэтому я должен создавать лучшие условия для того, чтобы вы в самом целостном своём воплощении, учитывающем как осознанные, так и неосознанные аспекты, учились и понимали нечто важное для себя. Когда я узнал об этом взгляде на групповые процессы, я узнал себя в некоторых поведенческих моделях. Это позабавило меня и придало моему поведению больше осознанности. Чего и вам желаю 🙂

Итак, возникла стая группа и вперёд вышел вожак тренер. Если тренер хорош, то через час его любит вся или почти вся группа, в которой, однако, наблюдаются несколько затаившихся бета-самцов, которые готовы растерзать Акелу при первом же промахе. Здорово распознать таких самцов, подчеркнуть их важность и дать каждому из них ответственное и чрезвычайно важное поручение, отдать должное их бугристому телосложению умственным способностям. Это в случае важности для тренера сохранения целостности группы. Иногда можно явно выявить враждебность беты к альфе и тогда преданная стая растерзает бету сама. После чего остаток тренинга он просидит как минимум тихо, или даже предпримет попытки к реабилитации. На тренерском языке комплекс подобных мероприятий называется «утилизацией».

Дельта — это ещё один возможный персонаж в стае. Не особо уверенный в себе участник часто держится рядом с тренером, обильно задавая вопросы, демонстрируя стае свою близость к вожаку. Обиду дельта воспринимает как прямую угрозу жизни — ведь близость к альфе рассматривается им как единственный шанс к выживанию. Поэтому он может нанести самый разрушительный удар, буквально собрав в отчаянии все свои силы. Лёгкая холодность и дозированное внимание сделает из дельты самого преданного и бесстрашного союзника, способного если не самостоятельно заткнуть враждебную бету, то сформировать на перерыве должное отношение у группы, подготовив её к пиршеству на костях враждебной беты. Но дельта может создать заблуждение, перетянув на себя всё одеяло тренерского внимания, он может задрать нос и начать помыкать другими участниками учебного процесса от лица тренера, если дать ему такую возможность.

Заканчивая про мальчиков (и опуская для краткости множество возможных персонажей групповой игры), нужно сказать, что весьма важно всей группе в целом давать отеческую заботу и подкрепление. Учитель — это отец, справедливый и мудрый (но с ремнём). Если всё хорошо, если участники группы делают открытия, чрезвычайно важно радостно приветствовать их, пусть даже содержательно они не говорят для вас ничего нового. Плох учитель, относящийся к успехам учеников как к должному и возбуждающийся только на неудачи. Радостное возбуждение на успехи гораздо важнее. Любите, привечайте и поощряйте малейшие достижения группы — и недостатка в мамонтах результатах не будет.

Тренер, посвятивший меня в тайны групповых архачиных танцев, на второй день моего тренинга радостно обратил моё внимание на повысившееся количество участниц, пришедших в юбках. «Это хороший признак,» — сказал он, — «ты им понравился! Жди, они подойдут посмотреть на тебя поближе. Это будет тест. Веди себя уверенно и прямо». Так и произошло — одна из самых красивых самочек девушек группы задала какой-то вопрос, на который я довольно лаконично и неразвёрнуто ответил. Её такой ответ, однако, устроил, она сказала спасибо и отошла пить свой кофе.

Следующем моим открытием было появление в первом ряду девушки, которая вчера сидела где-то сзади. Она громко смеялась над тренерскими шутками, что-то дополняла и активно кивала головой, подтверждая своё понимание. Я не помнил, кто сидел на этом месте вчера, очевидно этот кто-то не решился опротестовать потерю своего места в первом ряду. В мультфильме «В поисках Немо» есть пародийная сценка с участием акул на встречи анонимных алкоголиков. Рыбка Дори хочет выступить и акула-ведущий приветствует её: «О! Деваха из первого ряда!» Очень хорошее определение. Она ходила с нами в столовую и почти постоянно вертелась рядом на перерывах. Но чувствовалось, что это не первый женский персонаж здесь. Первой самочкой, приближённой к вожаку, оставалась та, которая проводила тестирование своим вопросом, не требующим ответа.

Сексуальный аспект в контексте взаимоотношений тренера и группы возникает постоянно и неизбежно. Неосознанное всёразрешающее принятие тут не имеет ничего общего с так любимым всеми тренерами потоковым состоянием — такой самотёк больше похож, простите, на функционирование говна в проруби. Осознанный учёт сексуальных контекстов помогает поддерживать продуктивный естественно возникающий баланс в группе и разворачивать живую и красивую сексуальную энергию на созидательные цели. Бесконтрольная сексуальная энергия способна снести до основания тщательно выстраиваемые, дорогие и значимые межличностные связи.

Можно рассмотреть в контексте групповых отношений и психоаналитические мотивы, когда для того, чтобы научиться чему-то у человека, мне (или каким-то моим субличностям) нужно поставить его в своём сознании выше меня, создать вокруг него ореол мудрости и всезнаемости. Просто это облегчает учебный процесс — трудно учиться чему-то значимому для себя, если учитель, пусть и обладает необходимыми навыками, но в целом он какой-то дурачок. Поэтому мы отрицательно галлюцинируем недостатки учителя, положительно увеличивая интенсивность его не всегда реальных достоинств. По сути происходит проекция родительских черт на личность учителя. Отсюда (при мужском половом раскладе) мальчикам хочется его победить-завалить или(и амбивалентно) тотально подчиниться, а девочкам хочется ему понравиться больше мамочки. Во всех отношениях. Я не разделяю оголтелой сексуальности раннего и ортодоксального психоанализа. Если отбросить сексуальный бред, то вполне здравые, взрослые экзистенциальные устремления создают очень похожий контекст — мужчины учатся чему-то у учителя и завоёвывают его уважение, превзойдя и приумножа знание. Женщины учатся и завоёвывают уважение, украшая и расширяя знание.

Принятие повышенного внимания со стороны группы в качестве признания своих реальных заслуг — это большое искушение для учителя, это его медные трубы. Люди любят учителя некоторым образом слепо, они повышают его значимость, повышая эффективность своего обучения. Неправильно считать внимание к себе на 100% заслуженным. Это не столько даже аванс, это часто просто ничем не оправданное доверие. Неправильно здесь и придавать «адекватность» своему статусу, особенно в начале обучения — разрушив незаслуженный ореол вокруг такого обычного себя, можно разрушить светлые чувства участников учебного процесса и лишить их возможности научиться чему-то новому. Потому что они учатся не у тебя, они создают новый навык из себя, из материала своих умов и душ.

Неосознанность архаичных контекстов в групповых взаимодействиях начинает трактоваться умом как радость, как награда, как совместное празднование достижений. Другое дело, что именно осознанный подход к возможной архаике может сохранить прогресс учителя и учеников на моральной линии. Очень часто сексуальный контекст в обучающей ситуации является не взрослой, не зрелой коммуникацией, а до-сознательным, а стало быть безумным и беспощадным животным импульсом. Который вполне удачно рационализируется носителем импульса, приобретая логичные и душевные объяснения. И когда случается катастрофа и учитель, отрефлексировав участвующие в процессе вектора и связи, понимает, что породил своими действиями много разрушений и бессмыслицы, тогда он принимает сложившееся положение и несёт ответственность.